Город и деревня: народная песня и романс
Глава №3 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРусские музыковеды нередко замечают, что народное творчество и авторская музыка часто сплетаются друг с другом и что в сольном или хоровом исполнении можно не раз слышать мелодии позабытых, но когда-то хорошо известных авторов, таких, как, например, Данила Кошин, Иван Рупин, Гурилев, Титов, Яковлев (многие из них были крепостными музыкантами). Они собирали народные песни и часто добавляли к ним романсы собственного сочинения. Затем появляются композиторы, творчество которых было известно и за границей. Алябьев, например, вдохновил на вариации на темы своих романсов такого мастера, как Ференц Лист («Соловей»), а его знаменитая русская песня — «Вечерний звон» известна во всем мире. К этому поколению композиторов, обрабатывающих народные песни и пишущих романсы, принадлежат и упомянутый выше Гурилев, и композитор-педагог первой русской школы пения Варламов. Творчество Верстовского составляет уже переход от наивного романса к более высокому жанру, к опере («Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова могила»).
Чувственный, страстный, по-народному наивный и разговорно-выразительный мир мелодий романса продолжает жить и в произведениях Глинки, которого смело можно назвать завершителем романсного стиля. Произведения Глинки пронизаны той томной романтической мелодичностью, о которой он сам сказал: «Северная мелодия... но корни ее, несомненно, питаются почвой сказочного Востока».