Истоки русской музыкальной сцены
Глава №5 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ XVIII и XIX столетиях крепостные оркестры уже неразрывно связаны с музыкальной сценой. Один из исследователей национальной по характеру и народной по духу русской оперы резюмирует историю ее происхождения следующим образом.
В XVIII веке по всей Европе расцветает комическая опера: в Англии рождается балладная опера, в Италии — опера-буффа, во Франции — комическая опера, в Германии — зингшпиль. С опозданием на несколько десятилетий комическая опера прививается и в России. Господствующее в ней направление — демократическое и реалистическое. Позже к нему присоединяется символическая речь народной сказки. Либретто чаще всего отражает народную жизнь, а эта тема открывает двери народной песне.
Тон, близкий к народному, обеспечил широкую популярность некоторым композиторам — Фомину, Давыдову, Верстовскому, Пашкевичу. Рядом с оперной деятельностью крепостных оркестров и крепостных солистов на царской сцене господствуют великие западные мастера: Балдазаре Галуппи, Томазо Траэтта, Паэзиелло, Джузеппе Сарти. Оперы итальянских композиторов идут в блестящих рамках царского театра, а крестьянские «народные» оперы ставятся в дворянских поместьях. Нарождающейся национальной музыке приходится вести трудную борьбу-оборону против могущественных гостей. Это общемировое явление: борьба Европы эпохи романтизма за национальную свободу. Во всех случаях исход этой борьбы решает тот или другой гений, показавший, что можно создавать мировые шедевры и в рамках национальной музыки. Так побеждает, например, гигант немецкой романтической музыкальной сцены Карл Мариа Вебер, так приносит победу национальному романтизму чех Сметана, так под знаменем национальной оперы, питающейся народными источниками, побеждает в Венгрии Ференц Эркель, и так ведет к победе русскую национальную оперу и Михаил Глинка. И мы с полным правом можем назвать его «отцом русской классической музыки», ибо в его гибких, динамических партиях живет самостоятельная, сочная мелодическая линия крестьянских хоров, в сладостной мелодике звучит эхо городского романса, а в размахе его оркестровых формулировок продолжает жить фантазия музыкантов-крестьян. В операх «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинка развивает дальше демократизм и полнокровность крестьянских театров, красочность и символику народных сказок.