Джакомо Мейербер
Глава №89 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМейербер вошел в музыкальный мир как пианист-вундеркинд. Первые его учителя — Муцио Клементи, Карл Фридрих Зельтер и аббат Фоглер. Поощряемый Фоглером, он пишет свою первую оперу, которая позорно проваливается. Мейербер покидает своего учителя и поселяется в Вене. Но и здесь удача не приходит к нему. Юный композитор уже подумывает проститься с сочинением музыки. Его новый учитель, Сальери (гениальный итальянец, опекавший Бетховена, Шуберта, Листа и, наконец, Мейербера), дает своему новому воспитаннику отличный совет: надо учиться! Мейербер следует совету и уезжает в Италию, где, познав все тайны создания итальянских мелодий, сценической техники и оркестрового сопровождения, вновь берется за композиторскую деятельность.
Главные произведения Мейербера, написанные «на итальянский лад»: «Ромильда и Констанца» (1817), «Семирамида» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Крестоносец в Египте» (1824).
Добившись успехов в Италии, композитор перебирается в Париж, где около пяти лет ничего не пишет. Он завязывает дружбу с Алеви, Обером, Керубини. Встречи с ними означают для Мейербера не только светские связи. За эти пять лет Мейербер перенимает их стиль, приемы, настраивается на французский лад и первой же своей парижской премьерой — оперой «Роберт-Дьявол» доказывает, что он замечательный ученик, который пошел дальше своих учителей.
Через пять лет после всемирного успеха «Роберта-Дьявола» Мейербер предстает перед мировой публикой с «Гугенотами». И снова — триумф.
После более чем десятилетнего молчания — на этот период приходится дирижерская деятельность Мейербера в Берлине и сочинение оперы «Лагерь в Силезии», — композитор вновь возвращается в парижскую «Гранд-Опера», где ставится его опера «Пророк». Либретто ее написал опытный драматург Эжен Скриб.
Герои новой оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времен мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и. следуя библейским заветам, создают в нем«Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.
Триумфальное шествие Мейербера не останавливается на «Пророке». В 1854 году ставится его опера «Звезда Севера», в 1859 году — «Динора» и, наконец, 28 апреля 1865 года, почти через год после смерти композитора, — «Африканка».