Музыкальная жизнь Австрии в первой половине XX века
Глава №111 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМузыкальная жизнь Австрии в первой половине XX века была в основном сосредоточена в Вене. Если в Австро-Венгрии с ней успешно конкурировали Прага и Будапешт, то в послевоенной Австрийской республике с Веной практически мог соперничать только Зальцбург, ставший в 20-е годы крупным центром международного музыкального движения *.
* В Зальцбурге в послевоенные годы действовал постоянный международный музыкально-театральный фестиваль, идею которого горячо поддерживали крупнейшие австро-немецкие художники — Р.Штраус, М.Рейнхардт, Г. фон Гофмансталь, видевшие в интернациональном музыкальном движении путь к объединению Европы силами искусства.
Подобно Парижу, столица Австрии притягивала к себе лучшие художественные силы страны.
Венская придворная опера, в период малеровского руководства (1897—1907) пережившая «золотой век» своей истории, в дальнейшем частично утратила прежние позиции, хотя заложенная Малером традиция постановки произведений современных композиторов сохранялась его преемниками – Ф. Вейнгартнером, Г. Грегором, Клеменсом Краусом. Помимо Придворной оперы (в послевоенные годы получившей название Венской государственной оперы) в Вене существовало несколько частных театров – театр «Ан дер Вин», «Фольксопер», в репертуаре которых преобладали сочинения легкого жанра.
Весьма интенсивной была концертная жизнь Вены. Для нее была характерна широкая просветительская направленность вплоть до середины 30-х годов, когда нацистский тоталитарный режим подверг австрийскую культуру систематическому разрушению. В Вене начала века существовало три профессиональных симфонических оркестра *,
* Венский филармонический оркестр, состоявший из оркестрантов Придворной оперы, оркестр Венского концертного общества, организованный в 1900 году, и созданный в 1907 году «Wiener Tonkünstlerorchester». Два последних коллектива в сезоне 1933/34 года объединились под общим, доныне существующим названием «Венский симфонический оркестр».
с которыми в разные годы работали выдающиеся дирижеры Г. Малер, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, К. Бём, более двадцати любительских оркестров, выступавших с серьезными профессиональными программами, семнадцать хоровых объединений (среди которых и признанные, имеющие давние музыкальные традиции, как Певческий союз Общества друзей музыки, Шубертовский союз, и новые — как Филармонический хор, основанный Шрекером), огромное количество любительских хоровых коллективов, десятки самодеятельных рабочих хоров (с венскими пролетарскими хорами на протяжении ряда лет работали А. Веберн и X. Эйслер), несколько ярких ансамблей камерной музыки (среди них европейски известный Розе-квартет).
Особый интерес представляет разнообразие концертных программ венских симфонических оркестров. Наряду с постоянными абонементными циклами профессиональных коллективов существовали программы популярных концертов в Фольксгартене (Народном саду), концерты для учащихся средних школ и Рабочие симфонические концерты, в которых звучали сложные произведения классики и новой музыки (с 1922 по 1934 год руководителем этих концертов был Веберн).
В распространении новой музыки активную роль играли многочисленные объединения музыкантов, среди которых выделяется Общество частных музыкальных исполнений, основанное Шёнбергом в 1918 году. За пять лет существования Общества в его концертах на высочайшем художественном уровне было исполнено более трехсот произведений современных авторов (нововенцев, Малера, Р. Штрауса, Равеля, Стравинского, Бартока и др.).
Задачу пропаганды новой музыки ставили перед собой авторитетные музыкальные журналы «Анбрух» (его редактором с 1922 года был Пауль Штефан, среди сотрудников – Альбан Берг, Теодор Адорно, знаменитый впоследствии теоретик музыки и философ франкфуртской школы), «Пульт унд такт-шток», а также издательство «Universal Edition».
Значительных результатов в этот период достигло австрийское музыкознание. Крупнейшим представителем австрийской науки о музыке был Гвидо Адлер (1855—1941), один из основоположников историко-стилевого метода, создатель современной традиции музыковедческого образования в Австрии (в 1898 году им был основан Музыкально-исторический институт Венского университета, в котором обучались многие известные австрийские музыканты). Рядом с ним следует назвать, помимо уже упомянутых, Рихарда Шпехта — крупного знатока творчества Малера, Р. Штрауса и других современных композиторов; Евсевия Мандычевского – ученика Брамса, редактора Полного собрания его сочинений; Рихарда Валлашека — исследователя музыкальной культуры первобытного общества; Эрнста Курта (впоследствии базельского профессора), ученика Г. Адлера по Музыкально-историческому институту, автора фундаментальных работ о творчестве Вагнера, Баха, Брукнера.
Период расцвета австрийской музыкальной культуры сменился в конце 30-х годов, после «аншлюсса» Австрии, глубочайшим упадком. Свободное развитие австрийского (как и немецкого) искусства было прервано наступлением национал-социализма. Многие крупные музыканты — такие, как Шёнберг, Кшенек, Веллес, Кальман — были вынуждены покинуть страну, многие из оставшихся на родине (например, Веберн, Й. Маркс) пополнили ряды духовной оппозиции режиму. Новый этап в развитии австрийской музыкальной культуры начался уже после Второй мировой войны.