Постромантизм, необарокко. Неовенская оперетта
Глава №110 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСреди композиторов постромантической ориентации наиболее известны Й. Маркс и Ф. Шмидт.
Йозеф Маркс (1882—1964) — композитор, музыкальный критик и музыковед, педагог, воспитавший ряд австрийских музыкантов (у него учились Г. фон Айнем, Р. Шоллум, И. Н. Давид), с 1922 по 1925 год бывший директором Венской академии музыки. На протяжении многих лет он вел активную музыкально-критическую деятельность в крупных венских журналах, прервав ее только в 1933—1945 годах, в период фашистской диктатуры.
Широкий гуманитарный кругозор, пристрастие к классической австрийской музыкальной традиции определили многое в творческих исканиях Маркса. В историю австрийской музыки он вошел как художник, развивавший традиции немецкой романтической песни. В песенном творчестве Маркса (более ста сочинений) находят продолжение принципы, характерные для лирики Г. Вольфа: детализированная, тонкая декламация, подчеркнутое внимание к слову, к поэтической атмосфере стиха. Даже выбор текстов подчас связан у него с австро-немецкой песенной традицией – Рюккерт, Эйхендорф, Хейзе («Итальянская книга песен», 1912, – своеобразное продолжение цикла Вольфа), но большинство песен написано все же на стихи современных поэтов – У. Уитмена, А. Жиро, К. Гамсуна, а также на собственные. В стилистике вокального творчества Маркса, особенно в гармонии и фактуре, заметны следы влияния Дебюсси и Скрябина, что придает особый — импрессионистски красочный – колорит его песенной лирике.
В 20—30-е годы в творчестве Маркса обнаруживаются новые тенденции – интерес к инструментальному мышлению, к жанрам камерной и симфонической музыки, к крупной форме классиков и романтиков; в его стиле заметно явное тяготение к контрапункту. Эти черты, родственные неоклассицизму, свойственны таким сочинениям, как два фортепианных концерта — Романтический (1920) и «Castelli romani» («Римские замки», 1930), цикл из трех струнных квартетов: Первого, Хроматического (1937), Второго, «В античном духе», основанного на церковных ладах (1938), и Третьего, «В классическом духе» (1941), а также большим оркестровым произведениям: Осенней симфонии (1922), Северной рапсодии (1929), Старовенским серенадам (1942). Наследие Маркса, помимо песен и оркестровых произведений, включает ряд произведений для хора, камерного ансамбля, фортепиано, органа.
Франц Шмидт (1874—1939) был известным виолончелистом, долгое время работал в оркестре Придворной оперы (в малеровский период), выступал также как органист и пианист. Много лет преподавал в Венской академии музыки, был преемником Й. Маркса на посту ее директора. В творчестве Шмидта развивается шубертовско-брукнеровская линия австрийского симфонизма. Он является приверженцем чистой, «абсолютной» музыки, в русле этой традиции созданы его основные сочинения, среди которых — четыре симфонии (1899, 1913, 1928, 1933), оркестровая Чакона (1933), Фортепианный концерт (1934), камерные сочинения, ряд значительных органных произведений. В манере брукнеровских духовных сочинений написана оратория Шмидта «Книга за семью печатями» на текст Апокалипсиса (1937). Перу композитора принадлежат две оперы, имевшие в свое время относительный успех, – «Собор Парижской Богоматери» (1914) и «Фредигундис» (1922).
Одним из крупных художников, примыкавших к постромантическим течениям, был Иоганн Непомук Давид (1895—1977) – композитор, органист, педагог (преподавал в Лейпцигской консерватории, зальцбургском Моцартеуме, Высшей музыкальной школе Штутгарта). Как композитор он не получил систематического образования, воспитывался, подобно Брукнеру, в австрийской провинции, мальчиком пел в церковном хоре, затем был кантором, церковным органистом и учителем начальной школы. Давид напоминает Брукнера и самим своим обликом «святого от музыки», художника, воспитанного в русле широкой и прочной, испытанной временем духовной музыкальной традиции. Некоторое время он занимался композицией у Й. Маркса, брал отдельные уроки у Шёнберга. В его творчестве формируется своеобразная линия австрийского «необарокко», примечательная тем, что обращение композитора к музыке старых мастеров не связано с антиромантической позицией, столь характерной, например, для неоклассицизма Стравинского и Хиндемита. Австрийское «необарокко» возникает на иной мировоззренческой основе: Давид шел к музыке Баха и нидерландских полифонистов через концепцию романтического симфонизма шубертовско-брукнеровского типа. В стилистическом отношении наследие композитора достаточно разнообразно: опираясь на технику Баха и мастеров строгого стиля, он в отдельных случаях приближается к додекафонным принципам организации, не покидая при этом тональной основы. Давид – автор восьми «больших» симфоний, оркестровых произведений в своеобразной «предклассической» манере (Sinfonia preclassica, 1953; Sinfonia breve, 1955; Симфония для струнных, 1959), симфонической фантазии «Магический квадрат» (1959), большого количества хоровых сочинений – месс, кантат, Реквиема (1956). Особой известностью пользуется его органная музыка – хоралы, Концерт для органа с оркестром (1965), Двенадцать фуг (1968).
В австрийской музыке первой половины XX века нельзя обойти вниманием группу композиторов, работавших в области оперетты, которая переживала в тот период новый блестящий расцвет. Ф. Легар, И. Кальман, Э. Эйслер, Л. Фалль, О. Штраус, Р. Штольц, Р. Бенацки и целый ряд других композиторов представляют так называемую Неовенскую школу оперетты. XX век внес в этот жанр свои коррективы. Новые черты были связаны с обращением к современной тематике, обновлением драматургических принципов. В оперетту проникает конфликтность, в ее содержании начинает преобладать оперное, лирико-психологическое начало. Яркими образцами новой трактовки жанра являются лучшие оперетты зачинателя Неовенской школы Легара («Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь» и др.), а также Кальмана, которого И. Соллертинский назвал «пуччинизатором оперетты» («Сильва», «Графиня Марица», «Фиалка Монмартра» и др.).