Малипьеро. Музыкально-театральные и духовные произведения. Хоры
Глава №101 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМузыкально-театральное наследие Малипьеро весьма значительно. Оригинальны его трилогии — своеобразные по жанру музыкально-сценические триптихи, каждый из которых исполняется в один вечер. Первая трилогия названа «Орфеиды» (1919—1922), вторая — «Три комедии Гольдони» (1920—1922), третья — «Венецианская мистерия» (1925—1928). Следует отметить тематическое разнообразие этих циклов: первый из них — «парафраз» мифа об Орфее, второй представляет собой свободную переработку мотивов комедий Гольдони, третий написан на собственное либретто, причем последняя его часть — «Вороны святого Марка» — решена в жанре пантомимы, без вокальных эпизодов. В трилогиях Малипьеро стремится к беспощадному разоблачению любых личин и иллюзий, к обнажению истины, какой бы неприглядной и страшной она ни была; в них обнаруживает себя и идея о бренности всего земного – величия, славы, любви, верности. Эти мотивы останутся ведущими во всем последующем творчестве композитора.
«Орфеиды» пронизаны духом символики, аллегории. В иносказательной форме здесь воплощены размышления о смысле и содержании искусства, его месте в общественной жизни. Эту трилогию составляют Пролог - «Смерть масок», центральная часть – «Семь канцон» и Эпилог – «Орфей, или Восьмая канцона».
В Прологе (пример 32) на пустой сцене один за другим появляются традиционные герои комедии дель арте: Бригелла, Арлекин, ученый доктор Баланцон, капитан Спавента, Панталоне, Тарталья и Пульчинелла. Каждый из них поочередно в монологе то ариозного, то песенного склада прославляет себя, свою профессию и свои похождения. Внезапно появляется фигура в красном плаще и чудовищной маске. Она сгребает всех героев и запирает их в большой стенной шкаф, затем срывает маску и плащ и оказывается Орфеем в тунике и с лирой. Орфей изгнал персонажей комедии дель арте, отживших свое; теперь на сцене нужны новые герои – из повседневной реальности. В речитативе Орфей приглашает и приветствует этих поочередно входящих героев «Семи канцон» и представляет их публике.
«Семь канцон» — короткие театрализованные мадригалы для голосов и оркестра (состав исполнителей в каждой сцене новый), цепь оперных миниатюр на старинные тексты XIV— XVI веков в редакции композитора. Чередование канцон построено на резкой смене обнаженных жизненных контрастов, наделенных символическим смыслом:
-
«Бродяга». Уличный певец поет под аккомпанемент слепого любовную песню, обращая ее к жене слепого, соблазняет ее и уводит, бросив на произвол судьбы беспомощного слепца.
-
«Вечерня». Благостное пение и чтение молитв монахом в церкви лишь лицемерная личина, скрывающая холодное равнодушие к горю женщины, ищущей в молитве утешения.
-
«Возвращение». Мать оплакивает погибшего в походе сына, сходит с ума от отчаяния и не узнает сына, живым вернувшегося к ней.
-
«Пьяница». Пьяный поет под чужой дверью и без вины принимает побои ревнивого мужа.
-
«Серенада». Влюбленный поет серенаду под окном дома, где отпевают покойницу, мать его любимой (пример 33).
-
«Звонарь». Звонарь набатным звоном сзывает людей на пожар и грубо глумится над бедствием испуганной толпы, распевая бесстыдную песню.
-
«Утро покаяния». В покаянный понедельник – начало поста, после ночи веселого карнавала, маски, опьяненные весельем и любовными играми, встречаются с процессией кающихся и катафалком Смерти.
Трагический замысел «Канцон» несет на себе отпечаток воздействия «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Для Малипьеро жизнь полна гротеска: нет логики и смысла в водовороте событий, несущих человеку мимолетные радости и большие разочарования, страдания и смерть.
Заключительная часть трилогии «Орфей, или Восьмая канцона» – носит обобщенный, символико-аллегорический характер, в ней причудливо сплетаются миф и разные срезы истории. В эпилоге вскрывается без иллюзий роль искусства в жизни современного общества, отношение к нему как к более или менее занимательной забаве. Это не может изменить даже сам Орфей олицетворение высоких идеалов прошлого, хотя он и пытается убедить публику в этической значимости искусства.
На сцене выделено несколько игровых площадок. Три из них заняты публикой, принадлежащей к разным слоям общества: придворными во главе с королем и королевой в костюмах XVIII века, учеными мужами в париках и детьми из простонародья. На центральной площадке марионетки разыгрывают пародию на античную трагедию. В ней участвуют Нерон (изображаемый живым актером-певцом), его мать Агриппина, пытающаяся обуздать кровавые причуды сына, и палач, казнящий Агриппину по приказу Нерона, которому надоели нравоучения матери. В монологах Нерона разоблачается жестокий произвол капризного, вздорного властителя, лицемера и самодура, его упоение безудержными проявлениями своей власти, безнаказанностью преступлений. Упиваясь властью, он приказывает казнить тысячи рабов, убить мать и зажечь Рим, как праздничный факел.
Зрители на сцене реагируют на представление по-разному. Придворные равнодушно взирают, скучают и развлекаются чтением мадригалов и флиртом; ученые парики втихомолку возмущаются и осуждают действия Нерона с позиций ходячей морали; дети и толпа увлеченно развлекаются действием и тирадами главного героя, приветствуя актеров. После последнего саморазоблачительного монолога Нерона, вызывающего всеобщее возмущение, и картины горящего Рима на заднем плане три площадки скрываются занавесом и на первый план выступает Орфей с лирой, но в костюме паяца. Его длительным монологом, обращенным в публику, завершается трилогия. Певец скорбит о бездушии толпы, потерявшей уважение к искусству, но верит, что, пока жива природа, приобщающая человека к добру и красоте, пока нетленно прекрасное творчество прошлого, могут найтись и объединиться истинные ценители высокого искусства, носители подлинного гуманизма.
«Орфеиды» — своеобразное выражение растерянности художника, подавленного натиском негативных событий действительности (фашистский переворот, война, упадок морали, социальные конфликты), но еще не потерявшего веру в весомость гуманистических ценностей, главным носителем которых было и остается искусство.
Источники вокального письма «Орфеид» очень широки и разнородны: от разговорной речевой интонации до григорианской псалмодии и оперного речитатива, от многообразной народной песенности до патетики ариозных кантилен. Но преобладает в вокальном мелосе декламационность, обостренная экспрессивность в произнесении слова — недаром и в дальнейшем идеалом единства слова и мелоса для Малипьеро останутся отечественный Монтеверди и иноземный Мусоргский. Не менее разнообразно звучание партитуры в целом, окрашенное диссонантными полиладовыми и политональными, а порой и атональными комплексами при сохранении, однако, тональной опоры с помощью разнообразных по фактуре остинатных движений.
В трилогию «Три комедии Гольдони», основанную на свободной переработке пьес итальянского драматурга, вошли части «Кофейная лавка», «Сьор Тодеро Бронтолон» и «Кьоджинские перепалки». Последняя часть, по словам самого композитора, рисует «путешествие венецианского музыканта, гидом которого является Карло Гольдони, по лагунам, каналам, полям и дворцам» Венеции.
Трилогия «Венецианская мистерия» состоит из «Аквильонских орлов», «Мнимого Арлекина» и «Воронов святого Марка». Как писал Малипьеро, в первых двух частях трилогии ему «захотелось воспеть героическое прошлое этого города [Венеции], который в "Воронах святого Марка" предстает загаженным и расхищенным, лишенным славы и своих ценностей. Третья часть написана без слов: нужно остерегаться говорить (или петь) жестокие истины».
В дальнейшем композитор, как правило, обращался к более обычным типам оперного спектакля, создав в этом жанре более двадцати произведений. Свои оперы он называл «музыкальными драмами», «музыкальными комедиями», «драматическими экспрессиями». Одни были решены в остропсихологическом плане, со сквозным развитием и свободным построением монологических и ансамблевых сцен, другие сохраняли приметы типично итальянской оперной драматургии XVII—XVIII веков, сочетая черты опер-сериа и буффа. Им свойственны особенности «театра представления».
Сюжеты опер Малипьеро изобилуют контрастными ситуациями: наряду с эпизодами по-простонародному озорными, сочными, в них есть много сцен, имеющих аллегорически-символический смысл. За внешним ходом действия скрываются психологически обостренные переживания героев, а в общем строе музыки господствует горько-иронический подтекст.
Особого внимания заслуживает литературно-поэтическая сторона либретто Малипьеро. Тонкий стилист, большой знаток итальянского литературного языка и народных диалектов, он создавал богатые и разнообразные по лексике и синтаксису тексты, в которых высокий поэтический строй речи сочетается с терпкими народными речениями. Его либретто, свободные от каких-либо оперных штампов, в лучшем смысле слова театральны и в каждом случае полностью соответствуют избираемой автором жанровой разновидности.
Важную роль в вокальных партиях композитор отводит речевой интонации. Наряду с развитой кантиленой в его операх используются разнообразные речитативно-декламационные формы (в том числе типа parlando). Речитативы связаны с декламационностью григорианского хорала, с речитативами secco и accompagnato итальянской оперы XVII—XVIII веков. Вместе с тем в них претворяются и интонационно-речевые открытия Мусоргского, Стравинского, органично привитые на почву итальянского мелоса.
Вокальное начало безусловно господствует в операх Малипьеро, но немаловажную роль играет и оркестр, чутко реагирующий на тончайшие нюансы вокальной интонации; часто именно он выражает психологический подтекст действия. Оркестровое письмо отличается богатством и сочностью красок, выразительной динамикой; нередко возникает искусный контрапункт различных оркестровых групп и отдельных инструментов. Отметим оригинальность в трактовке ударных.
Структура опер многообразна. В одних господствует сквозной принцип развития, в других классическая номерная структура с ариями, ансамблями и т. д. (например, «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»). Но склонность композитора к излишней детализации дает о себе знать и здесь, что подчас приводит к длиннотам.
Сравнительно небольшое место в музыкально-театральном наследии Малипьеро занимают балеты. К этому жанру относятся «Маскарад плененной принцессы» (1919), хореографическая симфоническая драма «Пантея» (1919), «Страдивари» – «фантазия о танцующих инструментах» (1948) и «Новый мир» по фреске Тьеполо (1951). В сущности, заключительная часть трилогии «Венецианская мистерия» – мимодрама «Вороны святого Марка» – также представляет собой особый род хореографического спектакля. В своих балетах Малипьеро предстает последователем Равеля и Стравинского: хореографическое действие определяется у него симфонической драматургией.
Малипьеро написал много крупных произведений в духовных жанрах. Таковы мистерия «Святой Франциск Ассизский» (1921), оратория «Тайная вечеря» (1927), Страсти (1935), Заупокойная месса (1938), мистерия «Святая Эуфрозина» (1942). Во всех этих партитурах композитор выступает как выдающийся мастер ораториально-кантатного письма. Опора на церковные лады в сочетании с мелодической выразительностью сольных и хоровых партий, гибкое соединение развитой полифонической фактуры с гомофонией определяют своеобразный взволнованно-лирический и одновременно суровый характер этих сочинений.
Среди светских хоровых произведений Малипьеро – монументальная «"Энеида" Вергилия» для солистов, хора и оркестра (1944; часть первая – «Смерть Дидоны», часть вторая – «Свадьба Лавинии»), а также кантаты «Земля» для хора и малого оркестра на сюжет из первой книги «Георгик» Вергилия (1946) и «Магистр Йозефус» для четырех солистов и малого оркестра (1957). Последняя была навеяна судьбой Джозеффо Царлино, его великих теоретических открытий, сохранивших до нашего времени свою духовную силу. Итальянские исследователи отмечают тонкую лирическую взволнованность и философский гуманизм этого произведения. Нельзя не упомянуть также о «Passer mortuus est» на стихи Катулла (1952) – небольшом по размерам произведении для четырех голосов a cappella, в котором Малипьеро удалось мастерски передать скорбную лирику избранного поэтического текста.
Трагическое мировосприятие отделяло Малипьеро от группы крупнейших композиторов Италии родственного ему направления (Пиццетти, Респиги, Казелла). Это была личность индивидуалистического, субъективистского склада, взрывающая неоклассицизм изнутри острым неприятием действительности.