Малипьеро. Симфонические и камерные жанры зрелого творчества
Глава №100 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ зрелые годы Малипьеро написал одиннадцать крупных оркестpовых произведений с жанровым определением sinfonia. В них он стремился возродить стилистические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы. Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945), Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре партиты: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида (1962) *,
* Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели.
Симфония горести (1966), Симфония Атропы (1967) *,
* Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни.
посвященная памяти Г. Шерхена, и др. Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964).
В области симфонической музыки композитору более удавались малые формы. В его крупных произведениях калейдоскопическая смена образов порой нарушает целостность драматургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реальность. В этом проявляется трагичность мироощущения композитора.
В стиле симфоний Малипьеро следует отметить прежде всего яркость, эмоциональность мелодики. Его партитуры привлекают также разнообразием средств тематического развития, особенно полифонических. Опираясь на глубокое и разностороннее знание памятников раннего итальянского инструментализма, композитор искусно соединяет приемы фрескового, симфонически масштабного, и камерно-ансамблевого письма. Оркестровые составы избираются свободно, часто образуя причудливые сочетания инструментов; привлекает внимание тембровое богатство изложения с градациями от тонкой, почти импрессионистской колористичности до аскетичной графики темброво однородных решений. Индивидуальна форма каждой симфонии, а все вместе их можно с известным основанием рассматривать как своего рода грандиозный цикл.
Симфоническое наследие Малипьеро позволяет говорить и о своеобразии его гармонического стиля. Композитор следует исторически сложившейся ладотональной системе, свободно сочетая ее с атональными структурами, которые, однако, никогда не бывают главенствующими.
К камерному инструментальному ансамблю Малипьеро обратился довольно поздно, лишь в 1919 году, когда была написана пьеса для скрипки и фортепиано «Песня издалека». К числу его наиболее значительных камерно-ансамблевых произведений нужно отнести восемь струнных квартетов, написанных между 1920 и 1964 годами. Среди них примечательны Первый («Rispetti e strambotti», 1920) и Второй («Stornelli e ballate», 1923), в которых переосмыслены жанры итальянской народной, а также средневековой профессиональной музыки. Эти два сочинения отмечены неистощимой изобретательностью в трактовке инструментов, в метроритмической сфере и в динамической организации музыкальной формы. В Третьем квартете (1931), носящем подзаголовок «Песнопения в мадригальном стиле», с оттенком иронии, но и с проникновенным лиризмом воссоздается характер мадригального пения. Шестой квартет (1947) имеет название «Ноев ковчег», которое, возможно, отражает скрытую мысль о ковчеге в «потопе» Второй мировой войны. Без подобного рода скрытых программ (к которым в своей инструментальной музыке любил прибегать Малипьеро) написаны Четвертый (1934), Седьмой (1950) и Восьмой (1964) квартеты. Пятый квартет (1950), имеющий подзаголовок «dei capricci» (квартет каприччио), основан на музыке оперы Малипьеро «Каприччио Калло».
Большой знаток итальянского инструментального искусства XVI—XVIII веков, Малипьеро в ряде произведений обращается к старинным составам ансамбля (в этом отношении он сближается с П. Хиндемитом). Здесь можно назвать Ричеркары и «Выдумки» для одиннадцати инструментов, «Эподы и ямбы» для скрипки, альта, гобоя и фагота (1932), Сонату для флейты, арфы и струнного трио (1934) и Сонату для четырех деревянных духовых инструментов (1954).
Интереснейшим образцом камерной инструментальной музыки Малипьеро являются его «Диалоги» (1956—1957). Первый диалог («С Мануэлем де Фальей») — для оркестра, второй («Между двумя фортепиано») — для двух фортепиано, третий («С Якопоне да Тоди») — для голоса и двух фортепиано, четвертый — для пяти духовых, пятый — для альта и оркестра, шестой — для клавесина и оркестра, седьмой — для двух фортепиано и оркестра, восьмой («Смерть Сократа») — для баритона и малого оркестра.
Немало произведений, отмеченных тонкой поэтичностью и изяществом, написал Малипьеро для фортепиано, а также для голоса в сопровождении фортепиано. Среди последних заслуживают упоминания Три стихотворения А. Полициано (1920) и «Италийские времена года» (1923).