Джан Франческо Малипьеро. Творческий путь
Глава №99 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДжан Франческо Малипьеро родился 18 марта 1882 года в Венеции в семье пианиста Луиджи Малипьеро, сына композитора Франческо Малипьеро, который в 50-х годах XIX века считался соперником Верди. Джан Франческо начал обучаться игре на скрипке с девяти лет, в одиннадцать совершил с отцом поездку в Германию и Австрию; в Венской консерватории он в течение года изучал гармонию. В 1899 году он возвратился в Венецию, где учился в музыкальном лицее у М. Э. Босси. После отъезда его учителя в Болонью, где тот стал руководителем лицея, Малипьеро некоторое время занимался композицией самостоятельно, а в 1904 году закончил болонский лицей по классу Босси. Несмотря на солидное профессиональное музыкальное образование, юноша, в сущности, развивался как автодидакт. Босси оказал на него малое влияние; гораздо большее значение имели впечатления от немецкой и австрийской музыки, вынесенные им за время пребывания в Германии и Австрии, а также соприкосновение с музыкой Вагнера (оперу «Мейстерзингеры» он услышал в Италии). Позднее, в 1908—1909 годах, он в Берлине посещал лекции Бруха.
Событием, вызвавшим переворот в художественном мировоззрении молодого музыканта, явилось открытие им в 1902 году в Маркианской библиотеке Венеции манускриптов итальянских композиторов XVII—XVIII веков. Малипьеро совершил именно открытие, так как с XVIII века этими сочинениями никто не интересовался. Он был вторым по порядку читателем, о чем свидетельствуют архивные записи, и испытал буквально потрясение, ознакомившись с партитурами Кавалли, Монтеверди, Скарлатти.
Что касается современной музыки, то воздействие австро-немецких композиторов (в том числе Шёнберга) довольно скоро сменяется сильными впечатлениями от французов и Стравинского. Малипьеро попадает в Париж в пору многих ярких музыкальных премьер. Он узнает «Дафниса и Хлою», «Петрушку», «Весну священную»; сближается с Равелем, Виньесом, Роже-Дюкасом, знакомится со Стравинским. Кипучая музыкально-театральная жизнь Парижа оставляет в его сознании глубокий след.
В предвоенные годы Малипьеро создает несколько фортепианных циклов — утонченных, хрупких, отмеченных чертами ностальгии и душевной надломленности: это Маленькие лунные поэмы (1910), Осенние прелюдии (1914), Азоланские поэмы (1916). Близок к этим фортепианным опусам вокальный цикл Сонеты судьбы (1909). Крупными сочинениями тех лет являются Симфония героев (1905), Симфония моря (1906) и Симфония молчания и смерти (1908), созданные в русле австро-немецкого романтического симфонизма. Наиболее примечательна среди них Симфония молчания и смерти, в которой отразились весьма типичные для ее автора скорбные мотивы. Значительная роль в ней принадлежит мелодическому началу; в использовании оркестра ощутимы импрессионистские приемы, сочетаемые с оркестровыми эффектами, явно заимствованными из поэм Р. Штрауса.
Первым произведением в новой для Малипьеро, оригинальной манере стала созданная в 1911 году партитура под названием «Зарисовки с натуры» («Impression dal vero») с подзаголовком «Жизнь птиц», в трех частях («Черноголовка», «Дятел», «Сова»). За ней последовали: в 1915 году — «Зарисовки с натуры II» («Беседа колоколов», «Кипарисы и ветер», «Деревенское веселье»), а в 1922-м — «Зарисовки с натуры III» («Праздник в Чертовой долине», «Петухи», «Тарантелла на острове Капри»), Эти три произведения образовали своеобразный симфонический цикл, полный сложных, интеллектуально утонченных, контрастных настроений. Здесь и образы ирреальные (возвышенный гармонический идеал), и зловещие.
В 20—30-е годы необычайно возрастает творческая активность Малипьеро. Одно за другим появляются произведения, весьма различные по содержанию и стилю. В них трудно уловить какой-либо преобладающий комплекс настроений. Нередко наблюдается крайняя субъективистская замкнутость, и наряду с этим — душевная просветленность; композитор обращается к итальянской природе, но хочет передать и призрачность всего существующего; он как бы создает образы прекрасных масок, за которыми скрывается лишь тлен, разрушение или жуткий оскал смерти, побеждающей жизнь. И все же в причудливом смешении тем, образов, настроений, в сложном сплетении черт преемственности и современной экспериментальности можно заметить одну относительно устойчивую тенденцию — культивирование национального музыкального стиля на основе интонаций, жанров и форм отечественного фольклора в соединении с традициями итальянской классики.
К началу 20-х годов Малипьеро завоевывает авторитет в музыкальном мире Италии. В этот период начинается его активная педагогическая деятельность, которая продолжалась много лет. С 1921 по 1924 год он ведет курс композиции в Пармской консерватории, с 1932-го по 1953-й — в Венецианской. О большом авторитете говорят и занимавшиеся им директорские посты в Институте Вивальди в Сиене (1940—1953) и Венецианской консерватории (1940—1953).
Все особенности стилистических исканий Малипьеро прослеживаются в его симфонических сочинениях 20—30-х годов, среди которых особенно выделяются оркестровая сюита «Чимарозиана» (1922), полные затаенной тревоги и глубокой печали «Перерывы в молчании» (1926; первый цикл под таким названием был написан еще в 1917 году), загадочные по своему психологическому подтексту Вариации без темы для фортепиано с оркестром (1924), Ричеркары и «Выдумки» для одиннадцати инструментов (1925—1926), Концерты для оркестра (1931), Скрипичный концерт (1932), Первый и Второй фортепианные концерты (1934, 1937), Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (1938).
Родственные стилистические черты мы находим в музыкально-театральном творчестве, которому композитор начиная с 20-х годов уделял не меньше внимания, чем симфоническому.
В большинстве своих опер он, подобно Вагнеру, сам выступал в качестве либреттиста.
Первым значительным музыкально-сценическим произведением Малипьеро, отмеченным поисками новых оперных форм, явилась трилогия «Орфеиды» (1918—1922), за которой последовали аналогичные по жанру партитуры — «Три комедии Гольдони» (1920—1922) и «Венецианская мистерия» (1925—1928). В Италии трилогии вызвали к себе противоречивое отношение: их язвительный гротеск явно шел вразрез с официальной идеологией фашизма. Зато они с успехом шли в Германии — возможно, благодаря своему родству с экспрессионизмом.
В период работы над последней трилогией Малипьеро создал две музыкальные драмы: «Филомела и очарованный ею» (1925) и «Мерлин, органный мастер» (1927). Особенно интенсивно стало развиваться его оперное творчество с 1929 года, когда возникла опера «Ночной турнир» (с подзаголовком «семь сценических ноктюрнов»). За ней последовал целый ряд других партитур.
Особого упоминания заслуживает «Легенда о подмененном сыне» на либретто Пиранделло (1933), поставленная сначала в Германии, а затем в Риме. Римская премьера вызвала скандал, в который вмешался папа Пий XI, обвинивший авторов оперы в безнравственности, а Муссолини принял социально-обличительные намеки в ее тексте и сценических ситуациях за личное оскорбление. В результате исполнение оперы в Италии было запрещено (за пределами страны она ставилась неоднократно). Новый этап оперного творчества Малипьеро начался уже после Второй мировой войны, когда он создает такие произведения, как «Небесные и адские миры» (1949), «Блудный сын» (1952), «Плененная Венера» (1955), «Дон-Жуан» (1963), «Господин Тартюф, ханжа» (1966) и др.
В поздний период композитор продолжал работать и в симфонических жанрах, создав Симфонию колоколов (1945), Симфонию in memoriam (1946), в которой отразились впечатления недавно закончившейся Второй мировой войны, и другие сочинения. Наряду с этим он в 40—60-е годы писал камерно-инструментальную музыку, обращался к кантатно-ораториальным, культовым жанрам, писал концерты н другие сочинения. С возрастом его творческая активность не снижалась: Симфонию волынки он написал в 1969 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, а оперу «Искариот» — годом позднее!
Последние двадцать лет жизни Малипьеро провел в деревне Азолано близ Венеции, лишь эпизодически занимаясь со студентами консерватории. Скончался он 1 августа 1973 года.