Джан Франческо Малипьеро
Глава №98 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДраматичной в духовном отношении оказалась судьба одного из крупнейших итальянских композиторов XX века — Джан Франческо Малипьеро. Его отличало острокритическое отношение к современной ему действительности. Позиция человека, не нашедшего положительных идеалов в окружающем обществе, заставила его искать эти идеалы в прошлом, в великом художественном наследии XVI—XVII столетий. Однако постижение духовной сущности творчества Палестрины и мастеров итальянского барокко показало ему, что подлинное возрождение нравственных и этических устоев их искусства невозможно. Следствием этого неутешительного вывода явились пронизывающие музыку Малипьеро ирония, скепсис, часто оборачивающиеся мрачным гротеском. Неслучайно тесная творческая и личная дружба связывала его с одним из самых трагических писателей Италии - Луиджи Пиранделло. Впрочем, Малипьеро не был свойствен абсолютный пессимизм. Его апелляция к этическим ценностям искусства прошлого доказывает наличие у него веры в существование высоких гуманистических идеалов. Этот гуманизм ощутим и в его музыке, он-то и привлекал к композитору таких выдающихся музыкантов, как Казелла, де Фалья, Казальс, в общении с которыми Малипьеро не раз черпал духовные силы.
Подобно Казелле, Малипьеро был художником отчетливо выраженного интеллектуального склада. За всеми внешними чувственно-конкретными проявлениями жизни, природы, равно как и истории, он всегда искал внутренний смысл, философский подтекст. Малипьеро соединял качества художника, композитора с качествами мыслителя, ученого-исследователя. Ему принадлежит ряд публицистических, а также строго научных статей по вопросам современного и классического искусства. Величайшей его заслугой является расшифровка, редакция и подготовка к изданию шестнадцатитомного собрания сочинений Монтеверди, которое выходило с 1926 по 1942 год. Кроме того, он подготовил собрание сочинений Вивальди (эту работу он вел с 1947 года до конца жизни), публикации произведений Дж. Габриели, Тартини и др. Его транскрипции для органа и смычкового оркестра сочинений Корелли, А. Скарлатти, Верачини и Тартини, оркестровые транскрипции произведений Монтеверди, Бассани, Страделлы, Фрескобальди и Вивальди, отмеченные мудрым пониманием стиля мастеров прошлого, не только обогатили современный камерный и концертный симфонический репертуар, но и способствовали привлечению внимания широкой публики к шедеврам старинной итальянской музыки.
Крупный вклад в итальянскую музыку XX века Малипьеро внес и собственным творчеством, охватывающим самые разные области музыкального искусства: симфоническую, камерно-вокальную, камерно-инструментальную, театральную.