Артюр Онеггер. «Пасифик-231»
Глава №62 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСимфоническая пьеса «Пасифик-231» (1924) была впервые исполнена С. Кусевицким в концерте симфонической музыки в помещении «Гранд-опера» и произвела фурор. Вскоре это сочинение покорило широкие круги слушателей и завоевало Онеггеру международную славу. «Пасифик» воспринимался как олицетворение духа современности, вокруг него возникали легенды, поддерживаемые критикой. Многие годы Онеггера знали прежде всего как создателя «Пасифика», подобно тому как в Равеле видели главным образом автора «Болеро», что немало их раздражало. К тому же Онеггер считал, что замысел и содержание его сочинения понимаются превратно: «Я не стремился подражать шумам локомотива, — говорил он, — но хотел передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением в чисто музыкальном построении... Оно исходит из объективного восприятия: неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и прогрессивное его ускорение». Композитор писал также: «...я преследовал в „Пасифике" чисто абстрактную, в чем-то идеальную цель — создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется... С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяженных хоральных вариаций, пронизанных контрапунктами в духе И. С. Баха». Прием варьирования, использованный автором пьесы, основан, таким образом, на последовательном, все более мелком дроблении фигуративного движения (целые и половинные ноты заменяются четвертями, затем восьмыми, триолями восьмых, шестнадцатыми); за кульминацией следует последовательное торможение в обратном порядке. В основе варьирования лежит следующая тема:
На этапе наибольшего напряжения возникает — в виде контрапункта к фигурационному движению — протяжная мелодическая линия у медных, своеобразный гимн стремительному бегу машины.