Онеггер. Тенденции творчества 20—30-х годов. Симфонические произведения
Глава №61 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОбращаясь к инструментальному творчеству Онеггера, нельзя не поразиться разносторонности его интересов в этой сфере. В 1921 году, еще работая на «Царем Давидом», он пишет одну из юмористических миниатюр, Траурный марш Генерала, для коллективного сочинения «Шестерки» — балета-пантомимы «Новобрачные на Эйфелевой башне», создает музыку для спортивного балета «Скетинг-ринг» и тут же — «Песнь радости» для оркестра. В декабре 1923 года завершается работа над знаменитой оркестровой пьесой «Пасифик-231», начатой одновременно с «Песней радости».
Творческая эволюция Онеггера в эти годы по-прежнему протекает в русле смелого скрещения классических традиций с самыми разнообразными влияниями современного искусства. Так, в Траурном марше Генерала, Шести романсах на стихи Кокто, в балетах «Скетинг-ринг» и «Подводная лодка», в Концертино для фортепиано с оркестром, в «Пасифик-231», «Регби» и отчасти, опосредованно, в Концерте для виолончели с оркестром наблюдается постепенно слабеющая, но все же явственная связь с эстетикой мюзик-холла и урбанизма. И рядом — в опере-оратории «Юдифь», в музыке к драме «Федра», в музыкальной трагедии «Антигона» и произведениях начала 30-х годов («синтетическом спектакле» «Амфион», а также Первой симфонии) — преобладают тенденции неоклассицизма.
Но существует и третья линия творчества Онеггера, в которой проявляется его давняя склонность к шутке, веселой пародии. Это его оперетты: «Приключения короля Позоля», «Красотка из Мудона», «Малютки Кардиналь» (последняя — в содружестве с Ж. Ибером). Примечательно, что они рождаются в непосредственной близости к самым трагическим сочинениям композитора: «Король Позоль» и «Красотка из Мудона» — рядом с «Криками мира», «Малютки Кардиналь» — между «Жанной д'Арк на костре» и «Пляской мертвых». Это как бы естественная разрядка для здоровой натуры композитора, способного постигнуть глубины человеческого страдания, но не желающего в них замыкаться.
В сложном мире творческих идей Онеггера скрещивались «вечные» темы, претворяемые в библейских и античных образах, и современные проблемы окружающей действительности, на которые он откликался не менее живо. Научно-технический прогресс, культ машин воспринимались им под знаком прагматики и практицизма; повышенный жизненный пульс находил выход в увлечении спортом, в обострении динамического начала, присущего современности. Онеггер отдал дань урбанизму, что особенно ярко сказалось в двух его пьесах — «Пасифик-231» и «Регби».