Артюр Онеггер. «Регби»
Глава №63 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЕсли в «Пасифике» воплощен динамизм равномерного нарастания скорости движения машины, одухотворяемый восторженным, гимническим ее воспеванием, то в «Регби» (1928) Онеггер хочет передать разнообразные проявления мускульной энергии человека. Смена движений, ритмических импульсов, мелодической графики, свободная от прямых сюжетных ассоциаций, кажется на первых порах импровизационной, даже беспорядочной, хотя и подчиняется чисто музыкальной логике разнообразных приемов перекличек и варьирования. Многочисленные мотивные образования скомпонованы в две основные темы. Наиболее многосоставна первая из них, обладающая могучим энергетическим зарядом. Вторая тема выделяется ясной и светлой распевностью, несколько осложненной диссонантностью контрапунктирующего среднего голоса; все же остальные интонационные элементы (особенно составляющие исходную тему) образованы из кратких мотивов контрастной метроритмической организации, неожиданных по интервальному рисунку, строящихся то на скачках (до ундецимы в первой теме), то на изломанных поворотах, то на скользящем параллельном движении. Аккордовые комплексы с гроздьями секунд и кварт перемежаются с разреженной по вертикали звучностью энергичных толчков и перекличками коротких линеарных мотивов или стремительных пассажей. При общей ясной диатоничности и преобладающем мажоре часты молниеносные полигармонические и политональные «наплывы». Урагану разноречивых мелодических оборотов противостоят тормозящие, «топочущие» остинато, в которых как бы собираются силы для нового каскада мотивов. Смены мотивов, повороты и торможения создают впечатление увлекательной игры, бурных столкновений, внезапных остановок, скачков и плавных движений, озаренных радостной певучей мелодией. Неоднократное повторение (с некоторыми вариантами) исходного материала дает возможность говорить о рондообразности общей композиции. Наличие контрастной второй темы, разработочный эпизод (преимущественно на элементах начальной темы), стреттная реприза с напластованием мотивов в завершающей части позволяют говорить также о чертах сонатности. Главенствует в пьесе D-dur — излюбленная тональность радости у Онеггера.
Оркестр в «Регби» — большой симфонический с тройным составом деревянных духовых, но без ударных; это придает звучности эластичность и легкость, несмотря на сверкание меди и частые взрывы tutti fortissimo.