Альбер Руссель. Опера-балет «Падмавати». Вторая симфония
Глава №51 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1913-1918 годах Руссель создает оперу-балет «Падмавати» на либретто Л. Лалуа *.
* Партитура была почти готова, когда началась Первая мировая война. Композитор, несмотря на свой возраст и слабое здоровье, добился зачисления в армию и принимал участие в боевых действиях. Лишь после демобилизации в 1918 году он завершил «Падмавати».
В основе ее — древняя индийская легенда о верной жене царя Ратансена, отражающая подлинные события XIII века. Движение толпы, шествия, танцы воинов, девушек, жриц, траурный ритуал и аллегорические пляски божеств занимают в произведении больше места, чем личная драма: последняя сведена к кратким эпизодам, мотивирующим смену и характер сцен.
В «Падмавати» с несравненно большей последовательностью, чем в «Заклинаниях», Руссель применил индийские лады и напевы, используя лады и как звукоряд, из которого он свободно формирует мелодию, и для построения гармонической вертикали. При этом он сохранил основополагающие для данного лада раги — ритмомелодические формулы, сплетая из них арабески мелодических вариантов. В индийском ладу построено песнопение Брамина, поющего восторженную хвалу красоте Падмавати. Имеется в опере и подлинная фольклорная мелодия — песнь девушки Накаманти, прославляющей свою повелительницу. Композитор широко применяет многосоставные аккорды (ундецим- и терцдецимаккорды) — аналогично Дебюсси, Равелю, Стравинскому. Многослойность фактуры приводит уже здесь к полимодальным и политональным напластованиям; позднее они станут одной из характерных черт стилистики Русселя.
Таким образом, Руссель в своей опере прокладывает пути к использованию в европейской музыке подлинных ладов и напевов индийского фольклора, к которому лишь четверть века спустя обратятся Жоливе и Мессиан.
Новый этап в творчестве Русселя открывается симфонической пьесой «Весеннему празднеству» (1920) и Второй симфонией, B-dur (1921).
Вторая симфония терпкостью политональных созвучий, чертами неоклассицистского новаторства привлекла молодых композиторов, также тяготевших к политональности (Мийо). Симфония имеет скрытую программу, повествующую о различных фазах человеческой жизни: пылкая юность, устремляющаяся по дороге жизни (Allegro после созерцательного вступления); малые и большие радости юношеских лет (скерцо с ноктюрном в середине); горести и смятение (Adagio — пожалуй, самая скорбная из всех медленных частей у Русселя); наконец, ясность жизненной цели, достигнутой в годы зрелости (финал, где преобладает маршевое начало, а в конце появляются реминисценции из вступления к первой части). Симфония строится на резких контрастах не только в сменах эпизодов, но и в контрапунктических напластованиях. Полифония, вообще присущая композиторскому письму Русселя, особенно густо насыщает Вторую симфонию, в которой многосоставная гармоническая вертикаль проявляет черты битональности.
В последующие годы (до конца десятилетия) композитор создает ряд камерных ансамблей, оркестровых пьес и концертов, в которых все более отчетливо проявляются черты неоклассицизма.