Творческий путь Альбера Русселя
Глава №50 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИз композиторов старшего поколения наряду с Равелем особенно важную роль во французской музыке 20-30-х годов сыграл Альбер Руссель.
Руссель родился 5 апреля 1869 года в Туркуэне (близ бельгийской границы, по соседству с Фландрией) в обеспеченной буржуазной семье. Семи лет он осиротел и в дальнейшем воспитывался своим дедом (который много лет был мэром Туркуэна) и другими родственниками. Первоначальное музыкальное образование Альбер получил дома. После окончания колледжа обучался в Париже — в лицее, затем в Высшей военно-морской школе. Получив чин морского офицера, совершил длительное плавание по южным морям. В 1894 году ушел из флота, решив посвятить себя музыке. Он поселился в Париже, изучал орган и фортепиано, гармонию и полифонию. С 1898 года совершенствовался у д'Энди в Schola cantorum, где затем вел класс контрапункта (1902—1914). Руссель проявил себя выдающимся педагогом: среди его учеников — Э. Варез, А. Ролан-Манюэль, Б. Мартину и многие другие. С 1905 по 1908 год его класс посещал Сати.
Как композитор Руссель сформировался в начале века, испытав двойственное влияние — д'Энди и импрессионизма. Однако в 20-30-е годы главенствующей тенденцией в его творчестве становится неоклассицизм.
Русселя отличала разносторонность интересов, широта духовной культуры, постоянное тяготение к творческим поискам. Ему были присущи гуманизм, вера в высокое общественное назначение музыки, свободомыслие и независимость воззрений. Он был неизменно благожелателен к молодежи, поощряя ее дерзания; в свою очередь, молодые композиторы видели в нем мудрого советчика и друга, чем и объясняется то с годами нараставшее огромное уважение, каким пользовался Руссель среди музыкантов разных поколений. С середины 20-х годов все внимательнее приглядываются к нему участники «Шестерки», ищут общения с ним. Раньше других к нему приходит Онеггер, затем — Орик, Мийо.
Руссель написал около ста произведений. В его творческой индивидуальности сочетались тонкий интеллектуализм и непосредственность, живая впечатлительность и строго логический склад мышления. Тематика его произведений весьма разнообразна, но заметны и доминирующие темы: природа, Восток, античность. Природу Руссель воспринимал, скорее всего, пантеистически. В интерпретации ее образов он особенно близок к Дебюсси. Характерны его изысканно-импрессионистские вокальные миниатюры на тексты Анри де Ренье — «Отъезд», «Пожелание», «Сад под дождем», «Лирический мадригал» (1903), сюита для фортепиано «Сельские зарисовки» (1906) и ряд других. Лучшее выражение импрессионизм Русселя нашел в программной Первой симфонии — «Поэме леса» (1906); в ее четырехчастном цикле изображается неизменный круговорот природы. С темой природы связан и одноактный балет-пантомима «Пиршество паука» по сценарию Ж. де Вуазена (1912).
В 1909 году Руссель посещает Индию, после чего пишет несколько сочинений на индийскую тематику. Первое из них — симфонический триптих для солистов, хора и оркестра «Заклинания» («Evocation»): «Боги во мраке пещеры», «Розовый город», «На берегу священной реки». Названия частей вполне в духе Дебюсси, стилистика же заметно отличается от этого прообраза ясностью мелодических линий, ритмической энергией, что органически сочетается с тонкостью оркестровых эффектов. И если искать аналогий с живописью, то прежде всего вспоминаются ослепительно чистые по краскам и жесткие в контрастах светотеней алжирские пейзажи А.Марке. Руссель сохраняет общеевропейский строй музыки, включая в него то индийский звукоряд или ритмику, то подлинную индийскую импровизацию.