Музыка Франции. 30-е годы и период Второй мировой войны
Глава №49 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОбщественно-политические события 30-х годов (экономический кризис, приход к власти фашистов в Германии, попытка фашистского путча во Франции, трагедия Испании, аншлюс Австрии, оккупация Чехословакии Гитлером) оказали самое непосредственное воздействие на умонастроения французской интеллигенции, причем даже той ее части, которая прежде сторонилась политики, занимаясь в основном узкоэстетическими проблемами.Уже в 1932 году Орик пишет музыку к антибуржуазному фильму Рене Клера «Свободу нам»; страстный протест против буржуазной действительности выражен в оратории Онеггера «Крики мира» (1931); героическим пафосом проникнута кантата «Смерть тирана» Мийо (1932); Ш. Кёклен создает песню «Свободу Тельману» (1934). В 1935 году коммунист П. Вайян-Кутюрье и Р. Роллан обращаются к деятелям культуры с открытым письмом, призывая создавать искусство, близкое и понятное широким народным массам. Письмо послужило стимулом для возникновения Народной музыкальной федерации Франции, во главе которой встали Руссель и Кёклен. Федерация объединила музыкантов разных поколений. В нее вошли: Онеггер, Мийо, Дюрей, Орик, Тайфер, Ибер, Вьенер, Жоливе, Лазарюс, Дезормьер, Мартине и многие другие композиторы, а также поэты и писатели -— Ромен Роллан, Луи Арагон, Жан-Ришар Блок, Поль Вайян-Кутюрье, Леон Муссинак, Шарль Вильдрак, Поль Элюар.
Деятельность федерации в основном была связана с рабочими музыкальными организациями. В 30-е годы при клубах, заводах, крупных предприятиях Парижа и некоторых других городов Франции существовали самодеятельные хоровые коллективы. Руководство ими и осуществляли члены федерации. Например, Кёклен в 1935 году создал и возглавил Парижский народный хор.
Возникновение федерации ознаменовалось спектаклем по пьесе Р. Роллана «14 июля», посвященной событиям французской революции 1789 года. Спектакль должен был идти под открытым небом на площади Бастилии, но состоялся в зале «Арен де Лютее» 14 июля 1936 года под общим руководством Вильдрака, с художественным оформлением Пикассо. Большую роль в спектакле играла музыка, написанная семью композиторами: Ибером (Увертюра), Ориком (сцена в саду Пале-Рояля), Мийо (финал первого акта — вступление и Похоронный марш), Русселем (вступление ко второму акту), Кёкленом (хор «Свобода» с инструментальным сопровождением), Онеггером (Марш — поход на Бастилию) и Лазарюсом («Праздник Свободы»). Дирижировал Дезормьер.
Федерация выпускала бюллетень «Art musical populaire» («Народное музыкальное искусство») и организовала для нужд самодеятельности нотное издательство «Chant du monde» («Песни мира»). В 1936 году Кёклен публикует популярную брошюру «Музыка и народ». В самодеятельных хорах наряду с образцами классической музыки исполняются песни французских революций — хоры Госсека, Гретри и Мегюля, «Застольные песни сенсимонистов» Ф. Давида и др. Композиторы создают и новые песни, непосредственно откликающиеся на современные события. Так, Онеггер в 1937 году сочиняет хоровые песни «Юность» на текст Вайяна-Кутюрье и «Тревога» на стихотворение Мусси- нака — отклик на борьбу испанского народа с фашизмом. На Всемирном съезде Ассамблеи против расизма и антисемитизма (1937 год) исполняется музыкальный плакат Мийо для хора a cappella «Рука, протянутая всем» на слова Вильдрака. Для фильма «Надежда» по роману Андре Мальро, также посвященному событиям в Испании, Мийо пишет «Траурное шествие». Музыка этого эпизода столь значительна, что стала позднее самостоятельной симфонической пьесой.
К открытию в Париже Всемирной выставки 1937 года правительство Народного фронта заказало коллективную сценическую композицию под названием «Свобода». В ее создании приняла участие группа писателей и поэтов, ряд композиторов: Онеггер, Мийо, Ибер, Ролан-Манюэль, Тайфер, Деланнуа и другие. Еще один массовый спектакль, «Строительство города» на текст Ж.-Р. Блока, сопровождался музыкой Онеггера и Мийо.
Участие в движении Народного фронта, в деятельности Народной музыкальной федерации сильнейшим образом воздействовало на творчество композиторов. «Музыка должна изменить публику, обращаться к массам», — утверждает Онеггер. Притом он хочет «обращаться к массам» не только в сочинениях, рассчитанных на самодеятельные коллективы, но подчиняет этой задаче все творчество. Демократические тенденции сказываются и у других композиторов. Характерной становится тяга к возвышенным, гуманистическим, морально-философским и патриотическим темам, воплощаемым в монументальных жанрах оперы, оратории, кантаты, симфонии. В течение четырех лет Онеггер создает три значительнейшие оратории — «Жанна д'Арк на костре» (1935), «Пляска мертвых» (1938), «Никола из Флю» (1939). Все они проникнуты гуманистическими идеями, мыслями о личности и народе, о жизни и смерти.
Демократические устремления композиторов Франции сказались и в возросшем внимании к фольклору или к его традициям. Одно за другим появляются в 1936 году произведения, использующие фольклорную тематику: Провансальская сюита Мийо, Французская сюита Пуленка, Фламандская рапсодия Русселя.
С началом фашистской оккупации Франции перестала существовать Народная музыкальная федерация, но члены ее ушли в подполье и продолжали действовать. Музыканты включились в Национальный фронт сопротивления. В руководящий комитет вошли JI. Дюрей, Ж. Орик, Э. Баррен, К. Дельвенкур, Р. Дезормьер, Ш. Мюнш, Ф. Пуленк, М. Розенталь, А. Ролан-Манюэль. Они участвовали в подпольных изданиях «Полуночной печати», где публиковали патриотические песни на стихи поэтов Сопротивления (особенно активно работал в этой области Дюрей). Деятельность федерации возобновилась с 1946 года.
Вторая мировая война нашла непосредственное отражение в творчестве ряда крупнейших композиторов Франции. Об их произведениях, в частности на темы, связанные с годами войны, речь пойдет в монографических разделах данной главы.