Музыка Франции. Аркёйская школа. Анри Соге
Глава №48 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ первой половине 20-х годов с именем Сати связано было появление еще одной музыкально-творческой группы, так называемой Аркёйской школы. В нее входили Роже Дезормьер, Максим Жакоб, Анри Клике-Плейель и приехавший из Бордо в 1922 году Анри Соге. Эта группа назвала себя так в честь Сати, который с 1898 года жил в парижском предместье Аркой и в шутку именовался Аркёйским мудрецом. 20 октября 1923 года в Театре Елисейских полей состоялся концерт Аркёйской школы. В программу входили: Увертюра Жакоба, цикл танго Клике-Плейеля, «Воспоминания о голубом бале» — мазурка Дезормьера, Ноктюрн и Танец матросов Соге. Это было единственное коллективное выступление группы. В сущности, она не была единой школой, просуществовала недолго и распалась вскоре после смерти Сати (1925).
В творчестве «аркёйцев» заметно отразились взгляды Сати последних лет его жизни. В это время он решительно отошел от прежних эстетических позиций, призывал к восстановлению связей с национальными музыкальными традициями, высшее выражение которых видел в творчестве Гуно. Именно музыку Гуно он советовал принять за образец, а также изучать Россини, Мендельсона, Бизе, отказавшись даже от знакомства с творениями Вагнера, Франка, Форе и Дебюсси, влияние которых считал пагубным для молодых дарований.
Самым одаренным и творчески активным из «аркёйцев» оказался Анри Соге (1901-1989), который с 30-х годов, а особенно после Второй мировой войны, занял заметное место во французской музыкальной жизни. К 20-м годам относятся лишь его первые опыты. В сочинениях тех лет уже сказалось тяготение к мелодической ясности, прозрачности музыкальной ткани, к умеренному новаторству гармонических средств. Наибольший успех принесли Соге его балеты «Кошка» (1927), поставленная Дягилевым в Монте-Карло, «Давид» (1928), написанный для Иды Рубинштейн, и «Ночь» (1928). Два последних шли в «Гранд-опера». В 1933 году в сообществе с Дж. Баланчиным и Т. Тумановой Соге создает музыку балета «Празднества», в которой критика отмечала многообразие ритмов и изобретательность оркестровки.
Одно из самых значительных произведений Соге — опера «Пармская обитель» (либретто А. Люнеля по роману Стендаля), которая была завершена в 1936 году и через три года поставлена с большим успехом. Опера эта, выдержанная в жанре большого исторического спектакля, знаменует возвращение к традиционным оперным формам. «Я отдал ей самое лучшее, что есть во мне», — говорил о ней Соге, придавая особое значение своему детищу. Стиль этого сочинения несет отпечаток сознательного воскрешения лучших традиций Гуно и Верди.
Среди многочисленных произведений, созданных Соге в годы фашистской оккупации, особо следует отметить Симфонию искупления (1943-1945), посвященную «невинным жертвам войны и гитлеровского террора», а также балет «Бродячие комедианты» (по смыслу — «Бродячий цирк») на сценарий Б. Кохно в постановке и с участием Ролана Пети в декорациях и костюмах К. Берара (1945). Спектакль воссоздал поэзию циркового представления: жалкие, голодные бедняки остаются артистами, они первые верят в иллюзию создаваемого ими зрелища, искусство возвышает их над обыденностью, на миг дарит им красоту. И музыка Соге сообщает ритмам бытовых танцев эти черты праздничности, приподнятости, заразительной жизнерадостности, а доступным, порой банальным мелодическим формулам вальса, польки, марша, галопа — изящество, нежность, полетность, задор, мечтательность, блеск, благодаря изобретательно и точно выбранным краскам гармоний и богатству оркестровых тембров. Свое отношение к печальной участи артистов-горемык Соге выражает в щемящей грусти медленного вальса, обрамляющего действие (выход бродячих комедиантов и их уход после представления), в трогательной чувствительности некоторых песенных мелодий, напоминающих тоскливые наигрыши аккордеона в кабачке парижского предместья. Примечательно, что премьера балетного спектакля почти совпала с появлением на экранах Парижа близкого по духу, овеянного теми же настроениями фильма Марселя Карне «Дети райка», в котором впервые привлек внимание и завоевал сердца зрителей молодой артист Жан-Луи Барро. Нет нужды доказывать демократическую направленность как спектакля, так и фильма. Среди без малого двух десятков балетов Соге партитура «Бродячих комедиантов» остается одной из лучших. Именно в ней отчетливо проявилось родство музыкальной стилистики Соге и Пуленка, сказывающееся в природе мелодизма, прозрачности оркестрового письма, в тяготении к чистым тембрам и выделению солирующих деревянных духовых, в тональной ясности, дополненной отдельными бликами битональных обострений.
* * *
В 20-е годы творчество молодых, особенно из «Шестерки», с трудом проникало в большие театры и концертные залы Парижа. Их произведения исполнялись главным образом в малых театрах, частных антрепризах («Русский балет» Дягилева, «Шведский балет»), на домашних сценах, в концертах малых оркестров, изредка — в концертах Ш. Ламурё или Э. Колонна, и еще реже — на сцене «Гранд-опера» или «Опера комик». Отклики прессы — не только консервативной, но и либеральной — были, как правило, резко критическими. Премьеры нередко осуществлялись вне Франции и завоевывали молодым авторам европейское признание раньше отечественного. Ведущее же положение в музыкальной жизни Парижа продолжали занимать Равель, Руссель, Роже-Дюкас, Шмитт, д'Энди и другие композиторы старшего поколения. Именно они представляли в мировой культуре французскую музыку. Стоит напомнить, что для Равеля, например, 20-е годы — пора творческого расцвета, когда он создает ряд своих шедевров: Вальс (1920), Сонату для скрипки и виолончели (1922), рапсодию «Цыганка» (1924), оперу «Дитя и волшебство» (1925), Сонату для скрипки и фортепиано (1927), Болеро (1928), а в начале 30-х годов возникают оба его фортепианных концерта (1931, 1932).
Для композиторов старшего поколения были доступны все оперные театры Парижа. В «Гранд-опера» ставились «Мученичество святого Себастьяна» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» и «Испанский час» Равеля, «Пери» Дюка, опера-балет «Падмавати» Русселя, лирическая мимодрама «Орфей» Роже-Дюкаса *,
* «Орфей» был написан для Мариинского театра в Петербурге и принят театром в 1913 году. Постановка была отложена на следующий год, но война помешала ее осуществлению. В 1914 году фрагменты из «Орфея» исполнялись в Петербурге в концертах А. И. Зилоти. Премьера в «Гранд-опера» состоялась в 1926 году.
произведения композиторов зарубежных национальных школ — например, оперы «Гойески» Э. Гранадоса, «Семь канцон» Дж. Малипьеро, «Пепита Хименес» И. Альбениса. Что касается членов «Шестерки», то их сочинения начинают регулярно включаться в симфонические программы и репертуар крупных театров Парижа лишь в 30-е годы. Однако к этому времени идейно-эстетические позиции и стилистика этих композиторов претерпели значительную эволюцию.