Опера Пуччини «Тоска»

Tosca

12.01.2011 в 00:00.

Опера Джакомо Пуччини «Тоска». Постер Рафала Ольбиньского

Музыкальная драма Джакомо Пуччини в трёх актах; либретто В. Сарду, Л. Иллики и Дж. Джакозы по одноимённой драме В. Сарду.
Первая постановка: Рим, театр «Костанци», 14 января 1900 года.

Действующие лица:

Флория Тоска (сопрано), Марио Каварадосси (тенор), барон Скарпиа (баритон), Чезаре Анджелотти (бас), ризничий (баритон), Сполетта (тенор), Скьярроне (бас), тюремщик (бас), пастух (альт), кардинал, городской прокурор, палач Роберти, писец, сержант, солдаты, стражники, горожане, народ.

Действие происходит в Риме в июне 1800 года.

Действие первое: «Церковь Сант-Андреа делла Валле»

Политический заключённый Чезаре Анджелотти, бежавший из тюрьмы, входит в церковь, в капеллу своей сестры маркизы Аттаванти. Затем появляется художник Марио Каварадосси и снимает покрывало с картины, над которой он работает. Ризничий узнаёт в образе Марии Магдалины черты недавно молившейся в церкви незнакомки. Он возмущён этим сходством. Каварадосси сравнивает картину с миниатюрой, изображающей его возлюбленную, Флорию Тоску, и размышляет об искусстве и красоте («Recondita armonia»; «Свой лик меняет вечно»).

Когда ризничий уходит, Анджелотти пытается незаметно выйти из капеллы, думая, что церковь пуста. Увидев Каварадосси, он узнаёт своего друга и рассказывает ему о побеге. Художник отдаёт беглецу корзинку с едой и прячет внутри капеллы, так как в церковь входит Тоска, знаменитая певица. Донёсшийся до неё шёпот вызывает её ревность. Она зовёт Каварадосси сегодня вечером в их убежище, уединённый домик («Non la sospiri la nostra, casetta»; «Наш домик маленький»). Тоска уже собирается уходить, как вдруг замечает картину и узнаёт в образе Магдалины маркизу Аттаванти. Каварадосси удаётся успокоить её.

После её ухода Анджелотти переодевается в женскую одежду, приготовленную для него сестрой. Раздаётся пушечный залп, возвещающий о побеге узника, и Каварадосси решает проводить друга в их с Тоской домик и спрятать в потайной нише колодца (дуэт «E buona la mia Tosca»; «Добра душою Тоска»). Едва они уходят, как церковь наполняется клириками, служками, певчими: по случаю победы над Наполеоном готовится торжественное богослужение.

В церковь входят также начальник полиции Скарпиа и его шпионы. Они обнаруживают в капелле Аттаванти веер с гербом маркизы и корзинку из-под еды. Теперь хитрому начальнику всё ясно. Он использует ревнивый характер Тоски: показывает ей веер, и та устремляется на загородную виллу маркизы, думая найти там изменника Марио. Скарпиа посылает Сполетту следить за ней и уже предвкушает двойную победу: одну над Каварадосси и Анджелотти и другую над Тоской, к которой он пылает страстью. Между тем звучит Te Deum, и барон заставляет себя погрузиться в благочестивые раздумья («Va’Tosca! Nel tuo cuor s’annida Scarpia»; «Ну, Тоска, в грудь твою я влил отраву»).

Действие второе: «Дворец Фарнезе»

Скарпиа посылает записку Тоске, чтобы она явилась, если любит Марио: он схвачен в домике. Начальник полиции допрашивает художника. Когда входит Тоска, Каварадосси успевает предупредить её, чтобы она не выдавала Анджелотти. Каварадосси уводят в соседнюю комнату на пытку. Его крики заставляют Тоску назвать место, где скрывается беглец. Марио проклинает её. В этот момент приходит весть о победе Наполеона. Каварадосси с вызовом обращается к Скарпиа, прославляет свободу, республику («Vittoria! Vittoria! L’alba vindice appar»; «Победа, победа! Гимн свободы, звучи!»). Его уводят.

Скарпиа предлагает Тоске отдаться ему, в таком случае Марио будет спасён («Gia. Mi dicon venal»; «Да, я деньги люблю»). Если же нет, его немедленно расcтреляют. Тоска в смятении («Vissi d’arte, vissi d’amore»; «Только пела, только любила»). Наконец она соглашается, но требует сейчас же освободить Каварадосси. Скарпиа обещает, что его расстрел будет произведён холостыми патронами, в присутствии Тоски он вручает приказ Сполетте. Тоска требует также пропуск для себя и Марио. Пока Скарпиа пишет, она замечает на столе кинжал и решает убить барона, как только он к ней приблизится. Удар кинжалом сваливает его с ног. Когда барон умирает, Тоска берёт у него из рук пропуск, кладёт ему на грудь распятие и удаляется.

Действие третье: «Площадь тюрьмы Сант-Анджело»

Светает. Раздаётся звон утренних колоколов. Слышится песня пастуха. Группа солдат ведёт Каварадосси на площадку тюремной башни, где через час он должен быть расстрелян. Художник просит передать письмо Тоске и, начавписать, погружается в воспоминания о прошлом («E lucevan le stelle»; «В небе звёзды горели»). Неожиданно появляется Тоска: она показывает Каварадосси пропуск и рассказывает об убийстве Скарпиа. Марио целует ей руки («O dolci mani mansuete e pure»; «О эти руки, ласковые руки»). Оба мечтают о близком счастье (дуэт «Amaro sol per te m’era il morto»; «Со мною ты — и солнца мне не надо»). Наступает время казни. Марио падает под выстрелами. Тоска, подбежав, хочет помочь ему встать: кровь открывает ей страшную правду. Слышатся голоса: убийство Скарпиа раскрыто, и полицейские идут арестовать Тоску. Но она поднимается на парапет и бросается вниз.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ТОСКА (Tosca) — опера Дж. Пуччини в 3 действиях, либретто Дж. Джакозы и Л. Иллики по драме В. Сарду «Флория Тоска». Премьера: Рим, театр «Констанци», 14 января 1900 г. (Х. Даркле — Тоска); в России — Одесса, силами итальянской антрепризы, 1900 г.; на русской сцене — Петербург, театр сада «Аквариум», силами антрепризы В. Любимова, март 1902 г.; Москва, Опера Зимина, 26 октября 1912 г.

Драма В. Сарду была написана для С. Бернар. Пуччини увидел великую артистку в этой роли в 1889 г., и спектакль произвел на него глубокое впечатление. Вначале оперу на этот сюжет предполагал написать А. Франкетти, и для него уже было готово либретто. Однако Пуччини с помощью издателя Риккорди смог убедить конкурента отказаться от этого намерения. В результате история музыкального театра обогатилась шедевром. Несомненно, композитор был увлечен не только сценичностью пьесы, но и тем, что действие ее развертывается в его родной Италии и рисует борьбу патриотов-революционеров с австрийским деспотизмом.

Действие происходит в Риме в 1800 г. Художник Каварадосси помогает бежавшему из тюрьмы республиканцу Анджелотти скрыться от преследования. Напавший на след беглеца начальник полиции барон Скарпиа решает во что бы то ни стало его поймать. Он разжигает ревность возлюбленной художника, певицы Флории Тоски, и она невольно выдает ему место своих свиданий с Каварадосси. Именно там скрывается Анджелотти. Однако найти его не удается. На допрос к Скарпиа вызывают Каварадосси. Его подвергают пытке, и стоны его слышит Тоска. она не может вынести мук возлюбленного и указывает, где прячется Анджелотти. Художника ждет казнь. Скарпиа предлагает Тоске стать его любовницей, обещая, что Каварадосси расстреляют только для вида — холостыми патронами. Он отдает в присутствии Тоски двусмысленный приказ и пишет пропуск для нее и Каварадосси на выезд из города. Оставшись наедине со Скарпиа, Тоска убивает его. Ее пропускают в камеру к Каварадосси, и она убеждает возлюбленного, что он будет спасен — нужно только стойко встретить залп и притвориться мертвым. Но Скарпиа оказался предателем до конца: Каварадосси падает убитым. Смерть барона открывается, полиция преследует Тоску. Она бросается с парапета башни в пропасть.

Музыка Пуччини придала плоть и кровь мелодраматическим фигурам Сарду. Страстная, порывистая, неукротимая Тоска, благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси, злобный, коварный и жестокий Скарпиа — три ярких образа выразительно воплощены в музыке. Ария Тоски и две арии Каварадосси (в особенности предсмертная) принадлежат к лучшим мелодическим завоеваниям композитора. Партия Скарпиа носит декламационно-речитативный характер. Несомненно, II д. оперы (допрос Каварадосси, сцена Скарпиа и Тоски) — образец высокого музыкально-драматургического мастерства. Музыка гибко следует за перипетиями действия, создает его атмосферу — нервную, напряженную, драматическую.

Каждая из трех основных партий требует вокального и сценического мастерства, но при этом чрезвычайно благодарна для исполнителя. «Тоска» обошла сцены всего мира. Среди лучших интерпретаторов главных партий — Н. Мельба, Дж. Беллинчони, Э. Дестинова, Я. Королевич-Вайда, М. Каллас, Р. Тебальди, М. Френи, Р. Кабайванска (Тоска), Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, М. дель Монако, Дж. Арагаль, К. Бергонци, П. Доминго (Каварадосси), Э. Джиральдони, М. Саммарко, Т. Гобби (Скарпиа); из отечественных исполнителей — К. Брун, М. Кузнецова-Бенуа, Ж. Гейне-Вагнер, Г. Вишневская (Тоска). Один из лучших спектаклей был поставлен в 1964 г. Ф. Дзеффирелли в лондонском «Ковент-Гардене» с участием М. Каллас и Т. Гобби. Опера ставилась во многих отечественных театрах, в том числе московском Большом (1932, 1934, 1971) и ленинградском Малом оперном (1944). В 1981 г. она была экранизирована (режиссер Р. Тихомиров, М. Биешу — Тоска).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова