Опера Массне «Таис»

Thaïs

12.01.2011 в 19:54.
Лина Кавальери в роли Таис

Опера французского композитора Массне в трех действиях. Либретто Л. Галле по одноименному роману А. Франса.

Главные персонажи: Таис (сопрано), Атанаэль (баритон), Никиас (тенор).

Отшельник Атанаэль отправляется в Александрию, чтобы спасти душу куртизанки Таис, развращающей своей красотой народ. Придя в город, Атанаэль укрывается у старого друга, богача Никиаса. Праведник пытается наставить куртизанку на путь истинный. Она готова следовать за ним в пустыню. Жители города хотят растерзать Атанаэля за то, что он хочет лишить их Таис. Только вмешательство Никиаса, забросавшего толпу золотыми монетами, спасает отшельника.

После мучительных странствий в пустыне приводит Атанаэль куртизанку в монастырь, где ее радостно встречают монахини. Оставив девушку в обители, Атанаэль неожиданно осознает, что не может жить без нее. Его душа не знает покоя. Однажды Атанаэля посещает видение: ему кажется, что Таис умирает. Он устремляется в монастырь, чтобы в последний раз взглянуть на нее. Увидев умирающую девушку, Атанаэль молит ее вернуться к жизни и соединиться с ним, но Таис уже не слышит этого. Она мертва. В отчаянии Атанаэль припадает к стопам умершей.

Е. Цодоков


ТАИС (Thais) — лирическая опера (по авторскому определению — музыкальная комедия) Ж. Массне в 3 д. (7 к.), либретто Л. Галле по одноименному роману А. Франса. Премьера: Париж, театр «Гранд-опера», 16 марта 1894 г.

Внешне следуя литературному источнику, опера, по существу, противоположна ему в идейном отношении. Франс показывает изуверство отшельника Пафнутия, отвергающего земные радости, противопоставляет этому фанатику-аскету простодушную гетеру Таис, полную веры в земное счастье. Она-то и становится святой, в отличие от Пафнутия, приходящего к полному краху. В опере все сведено к попытке монаха Атанаэля вернуть Таис на праведный путь, в результате которой монах воспылал к обращенной грешнице земной любовью, тогда как она познала радость истинной веры. Атанаэль — всего лишь любовник, оплакивающий в финале смерть возлюбленной. На основе религиозной проблематики Массне создал театрально эффектную оперу.

Духовная цензура в России долго не пропускала «Таис» на сцену; первое представление было осуществлено 13 марта 1907 г. в Петербурге на сцене Большого зала консерватории итальянской антрепризой К. Гвиди и А. Угетти (Л. Кавальери — Таис, М. Баттистини — Атанаэль), на русской сцене — 7 февраля 1908 г. в Харькове антрепризой М. Максакова под управлением Л. Штейнберга. Когда в 1912 г. опера была поставлена в петербургском Народном доме (М. Кузнецова-Бенуа — Таис), консервативная печать обрушилась на спектакль за кощунство.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова