Массне. Опера «Таис»

Глава №117 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях. Либретто Луи Галле по одноименному роману Анатоля Франса.

Премьера — 16 марта 1894 г. в Париже.

Действующие лица: Атанаэльа — баритон; Никиаса — тенор; Таиса — сопрано; Альбина, монахиняа — меццо-сопрано.

Действие первое

Картина первая. Атанаэль, член древнехристианской общины отшельников, живущих близ Александрии, рассказывает о грехах большого города. В Александрии восторжествовала власть дьявола, а наместница Сатаны — Таис, гетера, которая своей неотразимой красотой развращает молодежь. Затем Атанаэлю является видение: перед ним предстает александрийская танцовщина, которая хочет очаровать и его.

В Атанаэле крепнет решение: он пойдет в город и спасет душу прекрасной куртизанки.

Картина вторая. Дом александрийского богача Никиаса... В его лице отшельник встречает старого друга. Богатый горожанин охотно помогает Атаниэлю, дает ему городское одеяние, чтобы наряд отшельника не обращал на себя внимание и не вызывал насмешек.

Атанаэль встречается с Таис...

Языческая красота танцовщицы поистине потрясает отшельника, но не может поколебать его намерений. Он говорит ей о чистых духовных радостях, а та поет ему о прелестях земной любви.

Действие второе

Картина первая. Таис обращается с вопросом к зеркалу: правда, ведь я еще хороша?.. Атанаэль прерывает суетные мысли красавицы-куртизанки и открывает ей свою тайну: он — не просто друг богача Никиаса, а отшельник-христианин, единственное призвание которого спасать души от гибели для вечности. Слова Атанаэля глубоко потрясают куртизанку. Она падает на колени и молит отшельника о помощи. Издалека доносится голос Никиаса. Таис возвращается к действительности: ее тело и душа не могут отказаться от радостей жизни и ей уже поздно думать о счастье на небесах.

Картина вторая. Оркестровое интермеццо и соло на скрипке символизируют перемену, происшедшую в душе Таис. Снова встреча куртизанки с отшельником. Таис готова следовать за Атанаэлем. Она хочет взять с собой в странствия статуэтку Эрота, но по приказу отшельника разбивает не только ее, но и все языческие талисманы в доме.

О том, что Таис собирается покинуть Александрию и присоединиться к отшельникам в пустыне, узнает народ. Возмущенная толпа ищет «виновника», Атанаэля. Это он хочет лишить Александрию ее красы и гордости. Только Никиас, разбрасывая в толпе золотые монеты, спасает Атанаэля от смерти.

Действие третье

Картина первая. Таис и Атанаэль странствуют в пустыне. Женщина вконец измучена усталостью и жаждой. Отшельник же призывает ее не щадить сил, говоря, что если умирает тело, то возрождается душа.

Но вот взгляд отшельника падает на израненные ноги Таис, и сердце его преисполняется жалостью. Он омывает ноги Таис, приносит ей плодов и воды. Наконец, они достигли монастыря. Монахини встречают Таис с распростертыми объятиями. Атанаэль же, подавленный, остается перед закрытыми вратами обители. Только сайчас он понял, что жизнь без Таис для него невыносима.

Картина вторая. Атанаэль возвращается к отшельникам, но душа его не находит покоя. Быть может, он извлек из бездны греха Таис, но тем временем потерял себя...

Снова его посещает видение: Таис умирает, и ему необходимо увидеть ее хоть раз, прежде чем очи ее сомкнутся навеки.

Картина третья. Атанаэль застает Таис еще в живых. Обитатели монастыря оставляют наедине умирающую и ее духовного отца, который в свое время привел куртизанку из грешной Александрии.

Оставшись наедине с Таис, Атанаэль обращается к ней с мольбами: вернись, о Таис, к жизни, в мир наслаждений, вернись и будь моей!

Но Таис уже не слышит страстного, безумного признания. Перед куртизанкой открывается виденье потустороннего мира, виденье рая.

Таис мертва...

Атанаэль падает к ногам умершей.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова