Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога»

The Noblewoman Vera Sheloga

12.01.2011 в 14:12.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Одноактная опера — пролог к музыкальной драме «Псковитянка»; либретто композитора по одноименной драме Л. Мея.
Впервые поставлена в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова), 27 декабря 1898 г.

Действующие лица:

Боярин Иван Семенович Шелога (бас), Вера Дмитриевна Шелога, его жена (сопрано), Надежда Насонова, сестра Веры (меццо-сопрано), Князь Юрий Иванович Токмаков (баритон или бас), Власьевна, мамка Надежды (контральто).

Действие происходит в Пскове в 1555 году.

К боярыне Вере Дмитриевне Шелоге приехала погостить ее младшая сестра Надежда. Утром, сидя в светлице за пяльцами, Надежда прислушивается к колы6ельной песне, которую поет за стеной сестра своей дочурке Оленьке, и беседует с мамкой Власьевной. Надежда удивлена беспричинной гpустью сестры; она как будто и не рада появлению маленькой дочки. «Наверное, соскучилась о муже»,- замечает Власьевна. Надежда вспоминает и о своем женихе князе Юрии Токмакове, кoтoрыЙ вместе с боярином Шелогой уже больше года сражается в Ливонии. Появляется Вера с дочкой на руках. Надежда ласково спрашивает сестру, о чем она все время тоскует. В порыве откровенности Вера признается, что oтeц Оленьки - не Шелога, а царь Иван Грозный. Она рассказывает сестре, как однажды, отправившись с девушками в Печерский монастырь на богомолье, заблудилась в лесу и повстречала там молодого царя Ивана. С тех пор она не знает покоя. Ей опостылел дом нелюбимого мужа, и она боится за малютку дочь: как бы муж, возвратившись домой, в припадке гнева не погyбил ее дитя. Рассказ Веры npeрван приездом Шелоги и Токмакова. Не помня себя, Вера хочет бежать, но cтaрый боярин Шелога уже заметил на ее руках ребенка. Охваченный подозрениями, он сурово спрашивает жену: «А чей ребенок этот?» Неожиданно вперед выступает Надежда и, заслонив собой сестру, смело отвечает: «Мой».

Позже (об этом косвенно рассказывается в опере «Псковитянка») Токмаков женился на Надежде и удочерил Ольгу. Она стала любимицей Пскова. Отсюда название драмы Мея и оперы Римского-Корсакова.


БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА — музыкально-драматический пролог к Псковитянке Н. Римского-Корсакова, либретто композитора по I д. драмы Л. Мея «Псковитянка». Премьера: Московская русская частная опера, 15 декабря 1898 г.

В 1868 г. Римский-Корсаков приступил к работе над оперой Псковитянка. При этом, сосредоточив внимание на широкой и многогранной картине народной жизни в один из значительных моментов русской истории, он отбросил I акт драмы Мея — рассказ боярыни Шелоги о встрече с Иваном Грозным. Несколько лет спустя, снова обратившись к «Псковитянке» и создав ее 2-ю редакцию, композитор вчерне набросал и рассказ Веры Шелоги. Однако эта версия оперы из-за громоздкости его не удовлетворила и не была доведена до конца. В 3-й, и последней, редакции (1894) для рассказа Веры места не нашлось. В 1898 г., во всеоружии мастерства и таланта, Римский-Корсаков на основе сделанных ранее черновых набросков создал одноактную оперу «Боярыня Вера Шелога», исполняемую самостоятельно и в то же время являющуюся прологом к «Псковитянке».

«Вера Шелога» — одно из самых поэтических и одухотворенных произведений композитора. Это своеобразная монодрама, раскрывающая историю женской души, страстной и самоотверженной. Все сконцентрировано в монологе героини, поверяющей сестре историю своего «греха» (встречи с Иваном Грозным, ставшим отцом ее дочери Ольги). В сердце Веры живут страстная любовь и ревность к царю Ивану, а также страх за судьбу ребенка и свою участь: с войны должен вернуться муж, боярин Шелога. Спасая Веру, ее сестра Надежда в присутствии боярина Шелоги и своего жениха называет себя матерью ребенка.

Рассказ Веры — центральная часть оперы. Это большой, глубоко драматический, взволнованный, полный лиризма и красоты монолог. Свободно и естественно текущая мелодия гибко передает все оттенки чувств героини, тогда как аккомпанемент воссоздает обстановку, пейзаж, колорит леса, кукованье кукушки. Стиль оперы — ариозно-речитативный. Партия Веры Шелоги требует выдающегося исполнительского мастерства, и прежде всего владения искусством выразительной фразировки и естественной декламации. Рассказ Веры часто исполняется на концертной эстраде. Среди лучших исполнительниц этой партии — Е. Цветкова, Н. Забела, Н. Салина, К. Держинская.

А. Гозенпуд

Записи

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова