Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Римского-Корсакова «Псковитянка»

The Maid of Pskov

12.01.2011 в 13:02.

Опера русского композитора Римского-Корсакова (1873, Петербург), в трех действиях. Либретто композитора по одноименной драме Мея.

Главные персонажи: Иван Грозный (бас), Ольга (сопрано), Михаил Туча (тенор), Князь Юрий (бас), Никита Матута (тенор), Власьевна (меццо-сопрано).

Псков, 1570 год. Ольга, дочь князя Юрия Токмакова, любит посадничьего сына Михаила Тучу. Ходит молва, что она вовсе не дочь князя, а "выше подымай". Из Новгорода доносятся вести, что Иван Грозный пришел в вольный город со своей опричниной и казнит всех подряд. Теперь на очереди и Псков. Ольга грустна, ее просватали за старого боярина Никиту Матуту. Она надеется уговорить отца отдать ее Михаилу и просит любимого не уезжать в Сибирь, куда тот собрался за заработками. Тем временем, князь Юрий раскрывает Матуте семейную тайну. Ольга не дочь ему. Ее мать — боярыня Вера Шелога, сестра жены князя, отец же неизвестен. Их разговор случайно подслушивает Ольга. Между тем, Михаил с частью псковского люда, желая отстоять независимость города, уходит в псковские леса.

Город, по совету князя Юрия, готовится встретить хлебом-солью царя Ивана. Царь поселяется у Токмаковых. Он мрачен и подозрителен. Увидев Ольгу, он поражен ее сходством с Верой Шелогой. Расспросив о девушке князя, он узнает, что Ольга — дочь Шелоги.

В лесу на дороге в Печерский монастырь Ольга встречается с Михаилом. Он уговаривает ее бежать с ним, и та соглашается. Теперь, когда она узнала, что князь не ее отец, ничто не держит ее дома. Неожиданно появившийся Матута со слугами насильно уводит Ольгу. Михаил ранен в неравной схватке.

Иван Грозный у себя в ставке на берегу реки. Царю не спится, он вспоминает свою встречу с красавицей Верой Шелогой. Появившиеся опричники рассказывают, что схватили Матуту, который хотел похитить Ольгу. Царь в гневе. Но Матута, пытаясь отвлечь внимание царя, говорит, что заде ржал Ольгу во время свидания с "ослушником воли царской" Тучей. Ольга, упав в ноги царю, умоляет защитить ее от притязаний старика. Царь растроган. Слышится шум. Это Туча с отрядом пришел вызволять любимую. Царь приказывает перестрелять всех. Ольга хочет бежать, но он удерживает ее. Вольница Тучи уничтожена, лишь одному Михаилу удается спастись и скрыться. До Ольги доносятся его прощальные слова. Она выбегает из царского шатра, и здесь ее настигает шальная пуля. Тело Ольги вносят в шатер. Грозный скорбно склоняется над ней. Ведь это его дочь! И она мертва!

Народ оплакивает гибель Ольги и вольницы. Звучат слова, призывающие к прекращению кровавых раздоров во имя объединения Руси.

Е. Цодоков


Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

ПСКОВИТЯНКА — опера Н. Римского-Корсакова в 3 д. (6 к.), либретто композитора по одноименной драме Л. Мея. Премьера 1-й редакции: Петербург, Мариинский театр, 1 января 1873 г., под управлением Э. Направника (О. Петров — Иван Грозный); 2-я редакция — 1877 г. (не исполнялась); премьера 3-й редакции: Петербург, Панаевский театр, силами Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний, 6 апреля 1895 г.; в Москве — Московская русская частная опера, 12 декабря 1896 г.; в Мариинском театре (вместе с музыкально-драматическим прологом Боярыня Вера Шелога) — 28 октября 1903 г.

Над своей первой оперой Римский-Корсаков работал с 1868 г., но особенно активно — в 1870-1871-м. Тема была подсказана Мусоргским и Балакиревым. Мусоргский и историк В. Никольский наряду со Стасовым принимали участие и в создании либретто. Пьеса Мея привлекла композитора драматизмом судьбы героини — дочери Ивана Грозного и в то же время гражданки Пскова, вольность которого царь уничтожает во имя укрепления централизованного государства. Однако Римского-Корсакова заинтересовала не личная, а общественная сторона событий. Он сохранил идейную направленность драмы и при этом углубил конфликт. Ольга в пьесе кончает жизнь самоубийством — в опере она погибает от случайного выстрела как искупительная жертва за Псков, прекращающая кровавую борьбу. С могучей силой передал композитор свободолюбивый порыв псковской вольницы, поднявшейся против тирании. Этот героический образ возник в обстановке революционного подъема 60-х гг. По свидетельству композитора, «элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах Академии песню вольницы всласть». Цензура неохотно пропустила оперу, урезав сцену веча.

Посвященная «дорогому... кружку», «Псковитянка» выражала демократическую программу «Могучей кучки». Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, запечатленные в их оперном и романсном творчестве, Римский-Корсаков, как и Мусоргский, развил принципы народной историко-патриотической драмы. Условности мейерберовской «большой оперы» были отвергнуты. Не обстановочный спектакль, а правда чувств и переживаний, общность мыслей народа и отдельных героев, верность духу народной песенности при минимальном использовании подлинных фольклорных цитат — таковы принципы, восходящие к заветам Глинки. Но «Псковитянка» создавалась в иную социальную эпоху, наложившую свою печать на произведение.

По верному замечанию академика Б. Асафьева, это «опера-летопись». Ее язык и образы строги и суровы. Но есть в них и высокий лиризм, поэтичность, трепетность, и прежде всего — глубочайшее постижение русского национального духа. Произведение новаторское, смелое, во многом порывавшее с традицией, не сразу нашло соответствующую сценическую форму и полностью удовлетворившее автора музыкальное воплощение. В 1-й редакции, стремясь к правдивости, композитор отказался от многих форм традиционной оперы, в частности от замкнутых вокальных номеров. Ариозных построений мало, отсутствуют ансамбли. Музыкальное действие совершается преимущественно в формах речитативно-декламационных. Это в известной мере обеднило драматургию. Отсюда последующее двукратное возвращение композитора к опере, появление новых редакций.

Первая постановка «Псковитянки», несмотря на участие выдающихся певцов во главе с О. Петровым, не принесла полного успеха; постановка последней редакции, осуществленная в Московской частной опере в 1896 г., явилась ярким событием в истории русского искусства благодаря исполнению партии Ивана Грозного Ф. Шаляпиным. Роль эта, как позднее Борис и Досифей Мусоргского, принадлежит к величайшим созданиям артиста. Опираясь на труды русских историков и художников, работавших над образом Ивана Грозного (скульптура М. Антокольского, картины В. Шварца и в особенности И. Репина), Шаляпин вылепил потрясающую фигуру человека неукротимых страстей, страшного в гневе, жестокого мучителя. Искусство правдивой музыкальной декламации, которым артист владел в совершенстве, получило простор в ариозно-речитативной партии царя Ивана. Каждая фраза находила в интерпретации Шаляпина глубочайшее выражение. Но образ Грозного он создавал, опираясь не только на звучащее слово, но и используя для мимической игры чисто оркестровые эпизоды. Ошеломляющим был уже его первый выход. У Римского-Корсакова 1-я к. II д. завершается в ожидании царя. Шаляпин нашел смелое решение, санкционированное композитором и навсегда вошедшее в оперу: в ужасе застыла толпа; стремительно вылетает на сцену всадник, подняв коня на дыбы над оцепеневшими псковичами. Это молчаливое появление Ивана Грозного точно передавало как характер царя, так и эпоху. С такой же правдивостью и глубиной воплощал Шаляпин своего героя в единстве противоборствующих чувств на протяжении всей оперы. В. Стасов восторженно отозвался об исполнении великого артиста, поставив созданный им образ в один ряд со знаменитой статуей Антокольского. Шаляпин выступал в партии Грозного и за рубежом, вызывая восторг слушателей. Утвержденная им традиция явилась основой для последующих исполнителей, из числа которых необходимо выделить А. Пирогова и М. Рейзена.

Крупнейшие мастера русской сцены выступали в основных партиях оперы. Среди лучших исполнителей — Н. Забела (Ольга), А. Секар-Рожанский и В. Дамаев (Михаиле Туча). И. Ершов с особой яркостью создал героический образ вожака псковской вольницы. Декорации к «Псковитянке» писали А. Головин, К. Коровин. Опера входит в основной репертуар отечественного театра. После 1917 г. одна из наиболее значительных постановок — Л. Баратова в Большом театре в 1932 г. Примечательны также постановки в Большом театре в 1971 г. (дирижер Ю. Симонов, режиссер И. Туманов, художник В. Рындин), в Мариинском в 1992-м (дирижер В. Гергиев, режиссер И. Молоствова, декорации Ф. Федоровского) и вновь в Большом в 1999-м (дирижер Е. Светланов).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова