Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Юрий Шапорин (Yuri Shaporin)

04.12.2010 в 13:35.

Юрий Шапорин (Yuri Shaporin)

Юрий Шапорин — один из ярких представителей советского периода русской музыки. Он принадлежит к тем художникам, которых И. Репин определял как «... завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить в возможной полноте своего искусства свое время;... он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности работать в том же роде после него».

Шапорин стал продолжателем великих традиций Глинки и Бородина. Его музыка проста, ясна и величава. Чаще всего композитор использует исторические сюжеты. «Шапорин постоянно стучится в ворота русского народного эпоса», — писал академик Асафьев. Его творчество отличается опорой на русский народный мелос, тщательностью работы над каждым произведением, что определило сравнительно небольшой объем наследия композитора.

Юрий Александрович Шапорин родился 27 октября (8 ноября) 1887 года в городе Глухове Черниговской губернии. Происхождение его очень любопытно. Отец композитора Александр Павлович Шапорин был внебрачным сыном помещика и крепостной крестьянки, родившимся за три года до освобождения крестьян от крепостной зависимости. Незаурядно одаренный, он обладал талантом художника и музыканта, любил и прекрасно исполнял народные песни. Став художником-профессионалом, он дослужился до чина коллежского советника. Мать Юрия, Марианна Владимировна, происходила из старинной дворянской семьи Туманских, ее дядя Василий Туманский был поэтом и дружил с Пушкиным, который посвятил ему, в частности, следующие строки «Евгения Онегина»:

Одессу звучными стихами
Наш друг Туманский описал,
Но он пристрастными глазами
В то время на нее взирал...

Марианна Владимировна обладала незаурядным музыкальным талантом, унаследованным от матери, родом из Чехии, прекрасной певицы, получившей в свое время приглашение в Ла Скала, но избравшей вместо карьеры певицы семейное счастье. Сама Марианна Владимировна была ученицей Николая Рубинштейна, который высоко ценил ее.

Город Глухов, где жила семья, был в то время уездным городом, однако отличался культурными традициями, идущими еще с того времени, когда он был столицей левобережной Украины. В нем гастролировала итальянская опера, были свой национальный театр и прекрасная хоровая школа, готовившая певцов для Придворной капеллы. Силами местных музыкантов часто устраивались концерты.

Юрий рос в окружении музыки и живописи. Первыми его музыкальным впечатлениями стали народные песни, которые любил отец, сочинения Шопена, Моцарта, Шумана, Листа, Чайковского в исполнении матери. С отцом мальчик занимался рисованием, имея к нему большие способности. Музыкальные способности также проявились рано, но мать, начав заниматься на фортепиано с дочерью, Юрия отдала педагогу по виолончели. Мальчик занимался с удовольствием, не ограничивался своим инструментом, самоучкой овладевал фортепиано. Был период, когда под впечатлением бывавших в доме артистов, в том числе знаменитой Заньковецкой, он даже хотел стать оперным певцом. В 1906 году, окончив глуховскую гимназию, Шапорин поехал в Москву, рассчитывая заниматься одновременно в университете и консерватории. Но в Московском университете в связи со студенческими волнениями и забастовками не было выпуска, а, следовательно, и приема. Обескураженный Шапорин уехал в Киев и поступил в тамошний университет, который, однако, был одним из самых ретроградных. Студенческие волнения продолжались по всей стране, и Шапорин, принявший в них участие, был предупрежден, что ему лучше покинуть Киев. Воспользовавшись этим, Шапорин отправился в Петербург.

5 августа 1908 года Шапорин подал заявление о приеме в петербургский университет и начал готовиться к поступлению в консерваторию, но не был принят из-за слабого владения фортепиано. Эта неудача, а также невозможность, в связи со сложным материальным положением, брать частные уроки, заставили юношу обратить все свое внимание на университетские занятия. Он изучат все дисциплины юридического факультета и, кроме того, посещал многие лекции историко-филологического университета, благодаря чему вскоре чрезвычайно увлекся русской историей. В дальнейшем это увлечение наложило отпечаток на все его творчество. Разумеется, не только университет занимал его время. Шапорин — завсегдатай оперного театра и симфонических концертов. Он и сам сочиняет, причем довольно много.

В 1911 году Шапорин сделал новую попытку поступить в консерваторию, на этот раз удачную, но был вынужден оставить музыкальные занятия из-за материальных трудностей: заниматься в двух учебных заведениях, одновременно зарабатывая на жизнь, оказалось невозможным. Лишь в 1912 году, блестяще окончив университет, он смог, наконец, посвятить себя занятиям в консерватории. Этому немало способствовал и ее директор Глазунов, оценивший упорного молодого музыканта и выхлопотавший ему стипендию у какого-то мецената.

Шапорин стал учеником профессоров Н. Соколова (специальные теория и гармония, фуга и форма), Н. Черепнина (чтение партитур), М. Штейнберга (инструментовка), А. Кобылянского (фортепиано). Очень способный от природы, он, тем не менее, отставал от своих соучеников, которые, как правило, занимались музыкой достаточно профессионально с самых ранних лет, зато намного превосходил их в общем развитии, знании истории, литературы. Однако и теперь ему не удаюсь спокойно окончить курс. Началась Первая мировая война. Первые два года его занятия еще продолжались, но в 1916 году Шапо рин был призван в армию. В это время он уже отец семейства: женат на Людмиле Васильевне Яковлевой, работавшей художником в дет ском театре, сыну Василию было несколько месяцев. В консервато рию Шапорин вернулся в 1917 году, а окончил ее в 1918-м. На оконча ние им была написана фортепианная соната. Кроме того, в его творче ском портфеле были баллада для голоса с оркестром «Гаральд Свен гольм», фантазия для голоса с оркестром «Кондор» и много более мелких сочинений. Уже в эти первые годы творчества выявляется преимущественное тяготение композитора к вокальным жанрам, а также театральной музыке.

Еще в 1912 году интерес к театру привел его в знаменитый клуб «Бродячая собака», где собирались артисты, поэты, музыканты. Там он познакомился со многими деятелями искусств. Там же возникло и его многолетнее увлечение поэзией Блока. Начало работы Шапорина в театре относится к лету 1918 года, когда он, только окончив консерваторию, связал свою жизнь с Александрийским театром. Он выезжал с частью труппы на гастроли, и в течение последующих лет довольно много времени провел, в частности, в Петрозаводске. Шапорин писал музыку к спектаклям, преподавал в музыкальной школе, дирижировал симфоническими концертами, выступал с лекциями о музыке, начал работу над камерными вокальными и инструментальными произведениями. К этому же времени относится и возникновение замысла симфонии-кантаты «На поле Куликовом». Сотрудничал Шапорин и с другими театрами Петрограда — Ленинграда. До 1933 года им было музыкально оформлено около 60 спектаклей. Не оставались без внимания и другие жанры, хотя времени для обращения к ним почти не было. Так, в 1921 году Шапорин написал романсы на стихи Тютчева, в последующие годы появлялись отдельные номера кантаты, а в 1925 году возникла идея создать историческую оперу о декабристах. Алексей Толстой и профессор Ленганрадского университета крупнейншй историк П. Щеголев, которому, собственно, и принадлежала идея отметить таким образом столетие восстания декабристов, быстро написали пьесу «Полина Гебль» — о жене декабриста Анненкова.

В качестве либретто пьеса никуда не годилась, так как оба автора не имели представления об особенностях оперного спектакля: не было членения на арии, ансамбли, хоры. Тем не менее, Шапорин, по его воспоминаниям, «понукаемый авторами пьесы и директором Мариинского театра... довольно быстро написал музыку двух картин оперы». А далее работа застопорилась. Пройдет еще немало времени, немало переделок придется внести и в текст либретто, и в музыку, пока, наконец, появится окончательный вариант оперы под названием «Декабристы», в котором Анненкова и его французской жены уже не будет.

В 1932 году Шапорин пишет симфонию, которая становится особой вехой: ею композитор решил начать цикл патриотических произведений, включающий симфонию-кантату «На поле Куликовом», оперу «Декабристы» и ораторию «Сказание о битве за Русскую землю». Задуманная тетралогия должна была объединяться идейным содержанием, музыкально-образным и интонационным единством. Создание ее растянулось на много десятилетий. В том же году его постигла тяжкая утрата: умерла единственная дочь, Аленушка, и рана эта не заживала много лет. Ее памяти Шапорин посвятил одно из лучших своих сочинений, стихотворение «Заклинание» на стихи Пушкина.

В 1934 году Шапорин поселился в Клину, в Доме-музее Чайковского. В Клину, а затем в старинной усадьбе Демьяново, расположенной неподалеку от Дома-музея, он прожил до конца 30-х годов, продолжая работу над оперой и симфонией-кантатой, создав вдохновенные вокальные циклы на стихи Пушкина и Блока. В это время у него была другая семья, подрастали два сына, Александр и Ростислав. Но боль от потери дочери не отпускала. В декабре 1943-го он писал первой жене: «Через неделю будет одиннадцать лет, как умерла Аленушка. Ее портрет висит над моим рабочим столом...»

В конце 1938 года Шапорин nepeexaл с семьей в Москву. Там продолжалась его работа над театральными спектаклями, началось и сотрудничество с кинорежиссерами, особенно Вс. Пудовкиным, к нескольким фильмам которого композитор написал музыку. С 1939 года Шапорин начал вести в Московской консерватории классы инструментовки и композиции, в следующем году получил звание профессора.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Шапорин с группой видных деятелей советской культуры был эвакуирован па Северный Кавказ, в Нальчик, а в ноябре, в связи с приближением фронта, — в Тбилиси. Здесь Шапорин возглавил руководство ансамблем Закавказского военного округа, написал для него несколько песен, вместе с ансамблем выезжал в воинские части и госпитали. Летом 1942 года начал сочинение оратории «Сказание о битве за Русскую землю» на стихи А. Блока, М. Лозинского, К. Симонова, А. Суркова, С. Северцева и собственные. Вскоре работу пришлось прекратить: фронт приближался, и теперь деятелей искусства отправили через Баку и Красноводск в Среднюю Азию, в столицу Киргизии, носившую тогда имя полководца гражданской войны Фрунзе. В Москву композитор вернулся в самом конце 1942 года, когда наметился поворот в войне — наши войска погнали захватчиков от берегов Волги. В Москве 20 ноября 1943 года «Сказание» было закончено.

После окончания войны в 1945 году Шапорин вернулся к давнему замыслу оперы. «Декабристы» сочинялись во многом на другое либретто, с другими персонажами. Но лишь к 1952 году был создан окончательный вариант с главным героем Щепиным-Ростовским вместо Анненкова и его невестой Еленой — обобщенным образом русской женщины, готовой идти за любимым в Сибирь. Премьера оперы состоялась в 1953 году почти одновременно в театрах Москвы и Ленинграда. В последние годы жизни Шапорин создал ораторию «Доколе коршуну кружить» (1963) на стихи А. Блока, К. Рылеева, К. Симонова и М. Исаковского, несколько фортепианных сочинений. Им оставлены также статьи по разным вопросам русской и советской музыки. Среди его учеников — Е. Светланов, Р. Щедрин, А. Флярковский и другие видные музыканты. Шапорин скончался 9 декабря 1966 года в Москве.

Л. Михеева

Произведения

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова