Глава VIII. Заключение (продолжение)

Глава №105 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Большой мастер хорового письма (весьма редкое дарование среди современных музыкантов), Пуленк создал ряд превосходных хоровых сочинений а сарpella и с оркестровым сопровождением. В произведениях для хора композитор часто применяет полифонический стиль письма, тогда как в других случаях он почти не пользуется им. Следует отметить, что именно хоровое звучание a cappella привлекло музыканта при создании патриотической кантаты «Лик человеческий», завершающейся ликующим гимном (двойной смешанный хор a cappella).

Веским словом в развитии современного оперного жанра оказалась триада Пуленка, в которой каждая опера представляет собой образец иного жанра: комедия-фарс «Груди Тирезия», большое драматическое полотно «Диалоги кармелиток» и моноопера, лирическая трагедия «Голос человеческий». Различие жанров произведений определяет стиль опер. За строками «Тирезия» стоит рассыпающий веселье и смех Пуленк-«сорванец»; бережливый мастер, тонкий знаток женской души скрывается за кулисами спектакля «Кармелиток»; в «Голосе человеческом» Пуленк предстает перед нами как человек, отдавший страдающей женщине частицу собственного сердца. Оперная триада Пуленка лишний раз показала, как велики возможности оперного спектакля. Рамки этого жанра могут раздвигаться неограниченно широко в зависимости от таланта и изобретательности композитора.

«Моя музыка — это мой портрет», — говорил Франсис Пуленк. Действительно, каждое из произведений композитора являет как бы часть его характера и облика. «Музыка Пуленка отражает его взгляды, ум, манеру читать стихи, вспоминать, его меланхолическое настроение либо радость жизни... Тому, кто не знает литературных или музыкальных вкусов Пуленка, достаточно послушать его музыку: она ненавидит Мореаса, передает страстную любовь к Аполлинеру и превыше всего ставит поэзию Элюара. В музыке Пуленка сквозит любовь к живописи Ренуара и Дюфи, Брака, Клее и Шагала; что касается музыкальных вкусов, то они таковы: Витторио и Монтеверди, Моцарт и Шуберт, Шуман и Шопен, Мусоргский и Скарлатти, Сати и Стравинский... Но музыка Пуленка не довольствуется только похожестью, она сама — поэзия» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 14.).

Во введении мы процитировали несколько строк из письма Артура Онеггера. В заключении приведем это письмо полностью, так как оно очень верно характеризует Пуленка — композитора и человека.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова