Глава VIII. Заключение (продолжение)

Глава №104 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Французской музыке конца XIX — начала XX века были мало свойственны черты напряженного драматизма, которые начали шире проявляться в произведениях французских композиторов лишь со второй половины тридцатых годов. Углубление психологической и драматической сторон творчества в этот период наблюдается и у Пуленка; особенное же развитие эти черты творчества композитора получают к концу жизни, когда они тесно сплетаются с религиозно-философской концепцией автора «Диалогов кармелиток».

Духовные произведения Пуленка тесно связаны с общественно-политической жизнью страны; и в этих исканиях музыкант не был одинок — многие крупные художники разных стран обращались тогда к философско-духовным мотивам, пытаясь таким путем уйти от суровой действительности, взывая к общечеловеческим гуманистическим чувствам. Важно отметить, что, создавая произведения духовного плана, композитор не замыкался в узком мире церковных образов; религиозные сочинения Пуленка отличаются широтой, обобщенностью художественного образа. Подобные произведения композитора проникнуты глубиной мысли, правдиво переданными земными чувствами и переживаниями; в них нет следов религиозного экстаза и молитвенного упоения; они просты и человечны.

Франсис Пуленк превосходно владеет оркестровым письмом, однако крупные симфонические полотна никогда не привлекали его. Обладая природным мелодическим даром, он тяготел к вокально-хоровому письму, и именно в жанрах кантаты, оперы и вокального цикла им были созданы подлинные шедевры, которые стали известны всему миру. «Stabat Mater», «Лик человеческий», «Диалоги кармелиток», «Голос человеческий», вокальные циклы на стихи Элюара, кантата «Засуха» — лучшие произведения Пуленка. Использование интонаций французских городских и крестьянских песен, которые, впрочем, Пуленк никогда не цитировал, а, переплавляя, подавал в собственной манере, способствовало созданию индивидуально-неповторимых вокальных миниатюр. Французские музыковеды, отмечая самобытность романсов и опер Пуленка, в то же время подчеркивают сильное влияние Шуберта на вокальный стиль композитора (См. Р. Гофман. Франсис Пуленк. «Советская музыка», 1963, No 4, стр. 133.).

Своеобразное построение мелодической линии, в которой сочетаются ариозно-песенное и декламационное начала, сближает Пуленка с французской национальной школой. «Лучшие традиции французского искусства нашли продолжение в ораториях Онеггера («Царь Давид» и «Юдифь»), в операх Мийо («Христофор Колумб» и «Симон Боливар»), в многочисленных произведениях этих крупных музыкантов и, в особенности, в романсах Франсиса Пуленка, столь близких народной песенности», — пишет Луи Дюрей (Л. Дюрей. Музыка и музыканты Франции. «Советская музыка», 1955, No 8, стр. 128—129.).

Жизненность и стремление к ясности сказываются у Пуленка и в своеобразном подходе к интерпретации поэтического текста. Избирая сложные, порой трудные для восприятия стихи сюрреалистического плана Жакоба и Элюара, своей музыкой композитор приближал их к реальности, «спускал» на землю.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова