Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур»

Lucia di Lammermoor

12.01.2011 в 16:18.

Опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Постер Рафала Ольбиньского

Трагическая драма в двух частях Гаэтано Доницетти; либретто С. Каммарано по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста».
Первая постановка: Неаполь, театр «Сан-Карло», 26 сентября 1835 года.

Действующие лица: лорд Генри Астон (баритон), Лючия (сопрано), сэр Эдгар Равенсвуд (тенор), лорд Артур Беклоу (тенор), Раймонд Бидебент (бас), Алиса (меццо-сопрано), Норман (тенор); дамы и кавалеры, приверженцы Астона, обитатели Ламмермура, воины, пажи, слуги Астона.

Действие происходит в конце XVI века в Шотландии, частью в замке Равенсвуд, частью в развалинах башни Вольфераг.

Часть первая: «Отъезд»

Сад возле замка Равенсвудов, ныне захваченного Астоном. Норман, начальник воинов на службе у Астона, подозревает, что Лючия, сестра лорда Генри, тайно любит Эдгара, единственного из оставшихся в живых из семьи Равенсвудов, смертельного врага Астонов. Входит Генри Астон и сообщает Норману, что политическая борьба в Шотландии ведёт к ослаблению партии Астонов и к усилению партии Эдгара Равенсвуда. Лючия могла бы поправить положение, выйдя замуж за могущественного лорда Артура Беклоу, но девушка отказывается от этого брака. В их разговор вступает священник Раймонд Бидебент, воспитатель и духовный отец Лючии, который напоминает Астону, что девушка скорбит по недавно умершей матери. Однако Норман уверяет Генри, что Лючия любит Эдгара Равенсвуда. Астон в ярости («Cruda funesta smania»; «Дикая жажда мщенья»).

Парк с фонтаном. Смеркается. Из замка выходит Лючия с подругой Алисой, обе крайне взволнованы. Лючия, в ожидании Эдгара, рассказывает Алисе, что видела призрак женщины, убитой некогда из ревности предком Эдгара близ этого фонтана («Regnava nel silenzio»; «Тихая ночь царила вокруг»). Алиса умоляет Лючию прекратить встречи с Эдгаром. Появляется Эдгар: до восхода он должен отплыть во Францию, где его партию ждёт поддержка. Прежде чем покинуть родную землю, он хотел бы примириться с Астоном и попросить руки Лючии. Та даёт ему понять, что ненависть Астона ещё не утихла. Тогда влюблённые обмениваются кольцами и расстаются («Verranno a te sull’aure»; «К тебе на крыльях ветра»).

Часть вторая: «Брачный контракт»

Действие первое. Покои лорда Астона. Он ждёт Лючию: уже объявлено о её свадьбе с Беклоу, и родственники Астона прибывают в замок. Происходит встреча Лючии и Генри. Всё в облике бедняжки говорит о её страданиях и о первых признаках умопомрачения. Генри уготовил ей ужасный удар: подложное письмо Эдгара, из которого следует, что он изменил Лючии. Девушка призывает смерть (дуэт «Il pallor funesto, orrendo»; «Посмотри на эти щёки: бледность смерти их покрывает»). Она ищет утешения у своего воспитателя Раймонда: тот побуждает её согласиться на брак («Ah, cedi, cedi»; «Ах, уступи же»).

Тогда Лючия, с трепетом и как бы вне себя, подписывает контракт, который соединяет её с Беклоу. Внезапно в зал врывается Эдгар, вызывая всеобщее смятение (секстет «Chi mi frena in tal momento?»; «Что меня остановило»). Он пытается заявить о своих правах на Лючию, но Раймонд показывает ему брачный контракт. Эдгар бросает ей кольцо («Maledetto sia l’istante»; «Проклят будь, тот день злосчастный») и подставляет грудь под шпаги своих врагов. Лючия молит о его спасении.

Действие второе. Ночь. Началась гроза. В башне Вольфераг, последнем пристанище Равенсвудов, Эдгар погружён в мрачные мысли. Слышится топот копыт, и вскоре в башню входит Генри Астон. Противники договариваются о поединке.

Между тем в замке продолжаются свадебные торжества. Их прерывает леденящее душу известие, которое приносит Раймонд: Лючия, обезумев, заколола мужа его шпагой («Dalle stanze ove Lucia»; «Из покоев, куда супруги»). Объятые ужасом гости расступаются: появляется Лючия в белом, похожая на призрак. В бреду она вспоминает встречи с Эдгаром, своё видение возле фонтана в парке («Il dolce suono mi colpi di sua voce»; «Я услыхала дорогой его голос»). Ей чудится свадьба с Эдгаром («Ardon gli incensi»; «Дым фимиама»). Она чувствует приближение смерти.

Близ башни Вольфераг Эдгар ждёт Генри Астона на поединок («Tombe degli avi miei... Fra poco a me ricovero»; «О прах священный предков! ...Ах, скоро все страдания в могиле я сокрою»). Но из замка Астонов слышится погребальный звон. Эдгару приносят весть о трагической судьбе Лючии, которая только что умерла. В припадке отчаяния Эдгар убивает себя («Tu che a Dio spiegasti l’ali...»; «Ты, на небо отлетая»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР (Lucia di Lammermoor) — трагическая опера Г. Доницетти в 3 действиях, либретто С. Каммарано по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста». Премьера: Неаполь, театр «Сан-Карло», 26 сентября 1835 г. (Ф. Персиа — Лючия). В 1837 г. опера была поставлена в Париже с французским либретто А. Роже и Г. Ваэза. Премьера в России: Одесса, силами итальянской труппы, 17 декабря 1838 г.; на русской сцене — Петербург, Большой театр, 8 октября 1840 г. (А. Соловьева — Лючия).

В обильном и качественно неровном наследии Доницети «Лючия» занимает едва ли не первое место. Роман В. Скотта (1819), вскоре после выхода в свет переделанный в мелодраму, еще до Доницетти был использован в операх «Ламмермурская невеста» М. Карафы де Колобрано, И. Бредаля (датский композитор, для которого либретто сочинил Х. К. Андерсен), А. Маццукато. Опера Доницетти затмила предшественниц и вытеснила их из репертуара.

Правда, при оперной переделке роман пострадал. За пределами действия оказались многие образы. Композитор и либреттист отбросили некоторые сюжетные линиии, сняли важные для понимания событий мотивы (циничный политический расчет, руководивший действиями отрицательных персонажей), сосредоточив все внимание на любовной драме. Либретто следует принятым тогда оперным нормам. Но выдающиеся достоинства музыки, драматизм и проникновенный лиризм выделяют «Лючию» среди итальянских опер 30-х гг.

Действие развертывается в Шотландии в начале XVIII в. Эдгар, последний потомок старинного разорившегося рода Равенсвудов, тайно обручен с Лючией (Люси) Астон, сестрой своего злейшего врага — лорда Энрико (Генри), который хочет поправить свои пошатнувшиеся дела, выдав сестру замуж за богатого лорда Артура. Лючия отвергает брак с ненавистным женихом. Тогда Энрико прибегает к обману. Воспользовавшись отъездом Эдгара, он показывает Лючии подложное письмо, свидетельствующее о мнимой измене ее возлюбленного. Лючия потрясена его вероломством и соглашается на брак с Артуром. В то время как она ставит свою подпись под брачным контрактом, появляется Эдгар. Он укоряет Лючию в измене и бросает к ее ногам обручальное кольцо. Энрико вызывает Эдгара на дуэль. Лючия в брачную ночь, сойдя с ума, убивает Артура. Силы ее иссякают. Она умирает. Эдгар закалывается у гроба Лючии.

Музыка полна романтического очарования. Мелодика ее пленяет задушевностью, теплотой, пластичностью, образы героев ярко контрастны. В музыке господствует вокальное начало, оркестр играет подчиненную роль. Следуя принципам виртуозной оперы, позволяющей исполнителю блеснуть певческим искусством, композитор иногда приносит драматическую ситуацию в жертву самодовлеющему эффекту. Так, например, ария безумной Лючии представляет собой виртуозный колоратурный номер, в котором голос певицы состязается с флейтой. Правда, в итальянской, и не только итальянской, опере сцены безумия вообще чаще всего служили поводом для демонстрации вокальной техники (через много лет после Доницетти Мейербер в «Плоэрмельском празднике» повторил тот же прием в арии безумной Диноры). Именно виртуозная ария Лючии пользовалась наибольшей популярностью у слушателей.

В опере много страниц, отмеченных возвышенным драматизмом, лирической меланхолией; среди них дуэт обручения Лючии и Эдгара во 2-й к. I д. со знаменитым секстетом — одним из лучших ансамблей в итальянской опере.

В Петербурге в «Лючии ди Ламмермур» выступали многие выдающиеся итальянские певцы; на русской сцене она исполнялась в 1850-60-х гг. с Л. Бюдель в заглавной роли. В 1890 г. была поставлена на сцене московского Большого театра (А. Фострём — Лючия, Л. Донской — Эдгар, П. Хохлов — Астон). Заглавная партия требует от исполнительницы виртуозного мастерства. Она входила в репертуар величайших певиц мира — от А. Патти и Т. даль Монте до М. Каллас и Дж. Сазерленд. Арии Лючии на концертной эстраде с исключительным мастерством исполняла А. Нежданова.

Опера не сходит со сцены. С большим успехом она ставилась в Киеве (1963), Тбилиси. Во время гастролей театра «Ла Скала» в СССР (Москва, сентябрь 1964 г.) исполнением партии Лючии покорила слушателей Р. Скотто.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова