Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Делиба «Лакме»

Lakmé

12.01.2011 в 14:49.

Делиб. "Лакме". "Стансы Нилаканты" (Фёдор Шаляпин)

Опера в трех актах. Либретто Э. Гондине и Ф. Жилля.

Действующие лица:

  • Нилаканта, брамин (бас или баритон)
  • Лакме, его дочь, жрица (сопрано)
  • Маллика, подруга Лакме (меццо-сопрано)
  • Хаджи, слуга Нилаканты (тенор)
  • Джеральд, английский офицер (тенор)
  • Фредерик, английский офицер, его друг (баритон)
  • Елена, дочь губернатора, невеста Джеральда (сопрано)
  • Роза, племянница губернатора (сопрано)
  • Миссис Бенсон, их гувернантка (меццо-сопрано)
  • Индийцы, баядерки, торговцы, английские солдаты и матросы

Действие происходит в Индии во второй половине XIX века.

Опера Лео Делиба «Лакме». Постер

На утренней заре в тенистый сад с храмом приходят индийцы вознести моления Браме. Верховный жрец Нилаканта благословляет их и обещает возмездие поработителям-англичанам. С гимном Браме появляется Лакме. Нилаканта уходит, поручая дочь Маллике и Хаджи. Лакме и Маллика рады своему мирному приюту, но Лакме всегда тревожится за отца, когда он уходит в город. Маллика успокаивает ее, девушки уплывают в лодке. В опустевший сад забредают гуляющие англичане — Елена, Роза, их гувернантка и два молодых офицера. Джеральд и Фредерик рассказывают о грозном Нилаканте, который скрывает здесь ото всех юную жрицу. Елена хочет ее увидеть, но Фредерик предостерегает: они совершают преступление, войдя в священный сад. Все уходят, остается лишь Джеральд, чтобы зарисовать для своей невесты Елены понравившиеся ей драгоценности. Красота сада действует на него странно, в душе возникает чудный призрак прекрасной девушки. Услышав приближение Лакме и Маштаки, Джеральд прячется. Малли- ка оставляет Лакме в одиночестве. Девушку охватывает неведомое чувство. Заметив Джеральда, она пугается, но тут же отсылает к отцу в город прибежавших на ее крик Маллику и Хаджи, а потом приказывает Джеральду уйти. Однако юноша, очарованный красотой Лакме, пробуждает ее сердце. Услышав, что Нилаканта возвращается, Джеральд спешит удалиться. Нилаканта видит сломанную изгородь и призывает кару на голову нарушившего покой священного сада.

Базарная площадь с храмом вдали. Торг в разгаре. Все наперебой расхваливают свои товары. Любопытствующие Роза, миссис Бенсон и Фредерик тоже здесь. Гадальщик предлагает свои услуги миссис Бенсон, китаец-торговец пытается всучить ей волшебную воду, цыган крадет платок и часы. Разъяренная гувернантка грозит гневом губернатора. Раздаются звуки колокола, возвещающие полдень, торг должен прекратиться. Стража разгоняет купцов. Начинается праздник. Танцуют баядерки, затем уходят в сопровождении толпы, а в одежде саниас- си — индийского кающегося — появляется Нилаканта, сопровождаемый дочерью. Под руку с Джеральдом через площадь проходит Елена. Розу пугает Нилаканта, просящий подаяния. Он мечтает о мщении. Затем его мысли обращаются к дочери: она стала грустной, что-то тревожит ее. Нилаканта догадывается, что душевный покой Лакме нарушил тот, кто дерзко проник в храмовый сад. Он велит Лакме петь, надеясь, что англичанин выдаст себя, услышав ее голос. Лакме начинает легенду о дочери пария. На ее голос собирается толпа, но того, кого ищет Нилаканта, нет. Он заставляет дочь петь снова. Вдали проходят офицеры, среди которых Джеральд и Фредерик. Лакме смущается и прерывает пение криком. Джеральд бросается к ней. Тщетно удерживает его Фредерик. Нилаканта торжествует. Звуки труб и барабанов призывают офицеров, они уходят с войском. Нилаканта совещается с заговорщиками. На площади остается лишь Лакме, охраняемая верным старым Хаджи. Он готов на все для своей госпожи и спасет ее друга. Появляется Джеральд и страстно объясняется в любви. Нилаканта поражает Джеральда кинжалом и скрывается. Лакме бросается к любимому и видит, что он не убит, а только лишился сознания.

Лесная чаща, перед шалашом на лиственном ложе Джеральд. Лакме напевает ему колыбельную. Джеральд приходит в себя. Случившееся кажется ему сном. Лакме должна уйти. Появляется Фредерик, нашедший потаенное убежище по кровавому следу. Он взывает к офицерской чести: завтра войска выступают в поход, на подавление восстания. После колебаний Джеральд обещает быть верным долгу. Фредерик, услышав приближение Лакме, убегает. Девушка принесла чашу освященной воды. Испив ее, влюбленные свяжут свои судьбы. Слышатся звуки труб и голоса солдат. Лакме видит, что мыслями Джеральд уже не с ней. В отчаянии она срывает цветок ядовитого дерева и прижимает к губам. Появляется Нилаканта. Он готов поразить врага, но Лакме останавливает его: Джеральд пил из священной чаши, он неприкосновенен! Со словами любви на устах она умирает.

Л. Михеева


Опера Лео Делиба «Лакме». Постер

ЛАКМЕ (Lakme) — опера Л. Делиба в 3 д., либретто Э. Гондине и Ф. Жилля. Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 14 апреля 1883 г.

Действие происходит в Индии, томящейся под властью англичан. Однако при этом индусы (за исключением Лакме), и прежде всего Нилаканта, выступают как фанатики, готовые прибегнуть к насилию ради мести за осквернение святыни. Напротив, англичане показаны с положительной стороны. Поэтому неоднократные попытки превратить оперу в произведение, рисующее колониальный грабеж и сопротивление патриотических сил, терпели неудачу. Композитор и не ставил перед собой подобной цели. Он ограничился созданием оперы на экзотическую тему, показав трагическую историю любви индийской девушки и английского офицера.

Лакме, дочь брамина Нилаканты, встречается с офицером Джеральдом, дерзнувшим войти в священную рощу. В сердцах обоих рождается любовь. При появлении Нилаканты Джеральд скрывается. Брамин клянется покарать нарушителя святыни. Он наносит Джеральду удар ножом в спину. Лакме ухаживает за раненым, и тот поправляется. Но счастье влюбленных непродолжительно: друг Джеральда напоминает ему о его обязанностях и воинском долге. Лакме кончает с собой, спасая перед смертью любимого от мести отца.

Изящество, поэтичность, пленительная мелодика, свежесть гармоний, тонкая инструментовка, ярко очерченные образы основных персонажей, мастерски схваченный ориентальный, точнее, орнаментальный колорит (в партиях Нилаканты и Лакме) определили длительный успех этой оперы. В России она впервые была представлена итальянской труппой в Петербурге в 1884 г.; на русской сцене — в Московской русской частной опере 18 ноября 1885 г. (партию Лакме пела М. ван Занд, исполнявшая ее в Париже на премьере). Затем — Москва, Большой театр, 3 ноября 1892 г. (А. Фострём — Лакме, Л. Донской — Джеральд, В. Власов — Нилаканта); Петербург, Мариинский театр, 23 сентября 1903 г. В Мариинском (Кировском) театре опера ставилась также в 1916 и 1931 гг. Лучшими исполнителями основных партий в России были А. Нежданова, Л. Липковская, Е. Вронская, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Александр и Григорий Пироговы, Н. Катульская, В. Барсова, И. Масленникова. Во второй половине XX века «Лакме» была поставлена в Ленинграде на сцене Малого оперного театра (премьера — 16 января 1948 г.).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова