Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Гольдмарк. Опера «Царица Савская»

Глава №140 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера в трех действиях, 5 картинах. Либретто Мозенталя.

Премьера — 10 марта 1875 г. в Вене.

Действующие липа: Соломон, царь Иудеи — баритон; Баал-Ханан, страж царского дворца — баритон; Ассад, любимец Соломона — тенор; Верховный жрец — бас; Суламифь, дочь верховного жреца — сопрано; Царица Савская — меццо-сопрано; Астарот — сопрано; свита царя, телохранители, воины, жрецы, народ, жены Соломона, иерусалимские девушки, рабы и рабыни, свита царицы Савской.

Место действия — Иерусалим и сирийская пустыня.

Действие первое

Блистающий огнями зал во дворце царя Соломона.

Царь ожидает высокую гостью, царицу Савскую. Навстречу царице послан юный воин Ассад. Его невеста, дочь верховного жреца, Суламифь, ожидает жениха во дворце.

В тронном зале Соломона выстраиваются воины. Затем появляется Ассад, который извещает царя, что царица Савская, долгожданная далекая гостья, вскоре переступит порог царского дворца.

Закончив свою миссию, Ассад собирается уходить, но в этот момент его взгляд встречается со взором Суламифи. Этот взор говорит, что влюбленная девушка всей душой стремится к жениху, но Ассад избегает взгляда невесты.

Соломон отпускает придворных, оставляет лишь Ассада, чтобы тот рассказал, как он выполнил царский приказ, как встретил царицу Савскую. На вопрос Соломона Ассад рассказывает удивительную историю.

Он не видел лица царицы, она поднимает скрывающую его фату лишь перед равными ей, перед царями. Но юноша встретился там с другой загадочной женщиной. Она появилась перед ним во время ночной прогулки, как сказочная фея. как манящий прекрасный сон. Эта женщина открыла ему все свои прелести, свое очарование. Она не отказала ему и в поцелуе. Но, появившись, как видение, она также и исчезла. И с тех пор Ассад не находит покоя.

Соломон произносит приговор, достойный его мудрости: веди к алтарю свою нареченную, и ты освободишься от чар.

Звуки труб возвещают о приезде царицы. Царица Савская медленно, с глубоким достоинством поднимает фату, и собравшиеся видят ее сияющее красотой лицо, подобного которому не видел ни один мужчина.

Ассад хватается за сердце: это она... это она!

Юноша хотел бы напомнить царице о ночи в пустыне, о поцелуе! Но царица Савская отвергает все его попытки, отрицает свое знакомство с Ассадом.

Придворные с возмущением осуждают дерзость юноши, но Соломон призывает их умерить пыл и успокоиться: завтра, после свадьбы Суламифи и Ассада, злые чары исчезнут.

Действие второе

Картина первая. Ночь. Лунный свет заливает сад перед дворцом Соломона.

Царица Савская мечтает об Ассаде. Она негодует при мысли о том, что юноша найдет счастье с другой женщиной. Она приказывает Астароте песней заманить к фонтану блуждающего в ночи Ассада.

Юноша приходит, словно одурманенный, и царица встречает его горячими поцелуями, как в ту ночь в пустыне. Но раздается крик стража — и царица Савская исчезает. Ассад бросается на землю и, забыв обо всем мире, вне себя, призывает возлюбленную.

Картина вторая. В храме готовятся к венчанию Суламифи и Ассада. Суламифь углубляется в молитву, она просит помощи у небес. Пусть провидение вернет ей любимого.

Верховный жрец уже произносит слова благословления, когда неожиданно в храм вступает царица Савская. Она принесла Суламифи свадебный подарок. Ассад швыряет в сторону обручальное кольцо своей невесты и бросается к ногам царицы. Но та отказывается узнать его: я не видела тебя никогда, заявляет она спокойно.

Люди, собравшиеся в храме, говорят о бесовском наваждении. Верховный жрец собирается изгонять сатану из одержимого юноши.

Но Ассад во всей сумятице слышит лишь влюбленный шопот царицы.

Он вновь бросается к ее ногам, но придворные хватают его и держат.

Царь Соломон сам собирается вынести приговор одержимому бесами юноше.

Действие третье

Картина первая. Хозяин дворца и его царственная гостья любуются танцем баядерок. Однако царица Савская мечтает об ином развлечении, о более прекрасном подарке: она просит у Соломона подарить ей жизнь Ассада. Царь уклоняется от ответа, и царица Савская удаляется в обиде. Начальник царской стражи, Баал-Ханан, объявляет, что Ассад приговорен к смерти, Суламифь и весь народ просят пощадить осужденного. Соломон склоняется к их мольбам. Он приговаривает несчастного к изгнанию. Перед Соломоном возникает, как видение, последнее пристанище, где Ассад и Суламифь найдут себе успокоение: пустыня и небольшая группа пальм.

Картина вторая. Изгнанный из царского дворца Ассад, обессиленный, бредет в сторону оазиса. Царица Савская и здесь следует за ним: она предлагает ему кров, любовь, счастливую жизнь. Но в Ассаде уже угасло пламя любви. Он ждет Суламифь, ее прощения. Свистящий вихрь, проносящийся над оазисом, словно символизирует бурю в душе Ассада.

Приближаются девушки, а вместе с ними и Суламифь. Ассад, прощенный своей невестой, умирает в ее объятиях.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова