Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Жюль Массне

Глава №114 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Представим композитора словами наиболее компетентного критика, Сен-Санса:

«Легкость, плодотворность, ум, очарование и успех! Таковы его самые характерные черты. Его обвиняли в том, что он идет на поводу у публики. Я думаю, правильнее будет утверждать, что вкусы публики и Массне встретились в изумительном единстве. Другое обвинение: поверхностность... Эх, давайте говорить прямо: Клодьон, Фрагонар, Ля Тур, Мариво (выдающиеся представители французской живописи и литературы) тоже были несколько поверхностны! И наконец, Массне обладал такой способностью, которую почти невозможно определить, но которую публика тем не менее без колебаний распознает, обеспечивая успех даже тогда, когда данное произведение остается гораздо ниже возможностей композитора. Способность эта — жизненность, полнота чувства жизни».

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в Монто. Первым его учителем была мать. Однако учебу вскоре пришлось прервать. Отец Массне, мастер-литейщик, по совету врачей был вынужден уехать из Парижа. Юный Массне в отчаянии от того, что он оказался оторванным от Парижа, театра, оперы, концертов, друзей, убегает из дому и пешком пускается в путь, в Париж, где поступает в консерваторию.

В 1859 году ему присуждается первый приз за выступление в фортепьянном концерте в Парижской консерватории. Друзья и учителя видят в нем будущего большого мастера-исполнителя, а ведь его подлинные способности начинают развертываться только сейчас. Он занимается теорией композиции с Тома, который с таким усердием направляет занятия молодого музыканта, что через четыре года после завоевания приза на конкурсе по фортепьяно Массне получает большую Римскую премию.

Самое сильное впечатление, вынесенное Массне из Рима, — встреча с Ференцем Листом. Венгерский маэстро помогает юному французскому коллеге найти уроки музыки, поощряет к дальнейшей упорной работе.

В 1867 году на сцене Комической оперы ставят театральную миниатюру Массне «Бабушка». Композитор в лице Хартмана находит издателя для своих произведений. Во время осады Парижа и немецкой оккупации Массне служит в национальной гвардии, в рядах защитников столь любимого им Парижа.

В 1872 году он предстает перед публикой с сочинением для оркестра «Венгерские сцены». Потом одно за другим появляются произведения серии опер-ораторий, которые его биографы по праву называют «женской галереей». В 1873 году Массне пишет «Каящуюся Марию Магдалину», в 1875 году — «Еву в раю», в 1880 году — «Богоматерь», затем появляются «Иродиада» (другое название «Саломея», 1881), «Манон» (1884), «Таис» (1894), «Портрет Манон» (1894), «Сафо» (1897). Успех приходит за успехом.

Опера «Король Лагора» (1884) снискала успех и признание не только широкой публики, но и изощренных знатоков музыки. Массне приглашают в качестве профессора в Парижскую консерваторию.

Из его класса выходит целая плеяда мастеров современной французской музыки; импровизированный перечень его наиболее знаменитых учеников: Брюне, Леруа, Марти, Шмитт, Рабо, Ропартц, Энеску, Кэхлин, Ган, Шарпантье.

Сравнительно молодым достиг Массне мировой славы, и — что означало для него особый триумф — была поставлена даже «Саломея», несмотря на опасения (как и в случае «Самсона и Далилы» Сен-Саиса), что показ на сцене библейской темы могут воспринять как святотатство. Композитор видел, как в 1904 году открыла двери перед его «Саломеей» лицемерная Англия, и постановка ее в театре «Ковент Гарден» пользовалась значительным успехом.

Массне придерживался принципа Гете: гений — это усердие. Даже в момент спада творческих сил композитор работал с чрезвычайным упорством. Именно тогда он написал оперу «Дон-Кихот», в которой нашлась блестящая роль для одного из бессмертных певцов, Федора Шаляпина.

Вот неполный список произведений Массне, созданных им в последний период жизни: «Гризельда», «Собор Парижской Богоматери», «Керубин», «Ариана», «Терезия», «Вакх», «Дон-Кихот», «Рим», «Панург», «Клеопатра», «Амадия».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова