Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Лео Делиб

Глава №111 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В истории балета и оперы Лео Делиб является представителем типично французского легкого стиля, искренного и свежего, остроумного и богатого мелодиями. Главные произведения Делиба — балеты «Коппелия», «Сильвия» и оперы «Найла» и «Лакме» — постоянно фигурируют в репертуаре оперных театров всего мира. Популярность композитора совершенно заслуженная: он блестяще обращается с оркестром, мелодии его просты, естественны и общепонятны. И хотя этот превосходный композитор не принадлежит к числу новаторов в музыке, тем не менее он нашел свой, оригинальный голос и стиль, никогда не преклонялся перед традиционным театральным пафосом парижской оперы и заставлял звучать в своей музыке подлинно галльский дух.

Делиб родился в Сен-Жермен дю Вал 21 февраля 1836 года. Совсем ребенком он поступает в Парижскую консерваторию, где учится у знаменитых французских мастеров, в частности, у Адольфа Адана.

Маленький музыкант хорошо поет, и поэтому часто занят в хоре. Здесь Делиб на практике овладевает важнейшими знаниями в области техники пения.

Ему едва исполнилось 12 лет, как он получает конкурсную премию за одну из композиций, а 17-ти лет он уже был концертмейстером, аккомпаниатором и одновременно дирижером в «Театр лирик». Вскоре приходит и успех. Товарищи Делиба еще сидят на школьной скамье, когда юный композитор становится известен своей опереттой «На два су угля».

В 27 лет Делиб встает во главе оркестра парижской «Гранд- Опера». В течение 4 лет он изучает шедевры оперной литературы и дирижирует оркестром, а затем предстает перед публикой со своим первым сочинением — оперой «Найла». В течение нескольких лет Делиб становится известен всей Европе, а премьера «Коппелии», состоявшаяся в 1870 году, лишь увеличивает его славу.

Делиба считают замечательным мастером французского балета, снявшим «ржавчину» с этого имеющего большое прошлое вида искусства, очистившим его ото всего, что делает танцевальную музыку шаблонной, устаревшей. Однако Делиб — творец опер долгое время не был признан в должной мере. Его оперы «Так сказал король» и «Жан де Нивель» пользовались весьма средним успехом. Потребовалось целых 13 лет, пока лед тронулся, пока «Лакме» покорила публику оперных театров.

Говоря о творчестве Делиба, следует упомянуть и о его замечательной работе над инструментовкой «Сказок Гофмана». Смертельно больной Оффенбах не смог завершить инструментовку оперы, и эта задача легла на Делиба.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова