Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi)

04.12.2010 в 13:36.

Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi)

Учителем великого русского композитора Бортнянского, был один из талантливейших музыкантов венецианской школы. Около десяти лет маэстро занимался со своим учеником в России и Италии. И, как оказалось, не напрасно. Такой гармоничности и мастерства обобщения не достигал еще ни один из предшественников Бортнянского. А имя этого замечательного учителя и итальянского композитора - Бальдассаре Галуппи.

Он родился 18 октября 1706 года на маленьком венецианском островке Бурано, почему и прозван был впоследствии Буранелло. Музыкальное образование Галуппи получил в консерватории «Инкурабили», под руководством А. Лотти, и уже в конце 20-х годов в театрах Венеции и других итальянских городов начали ставиться его многочисленные оперы. С 1741 он три года работает как оперный композитор в Лондоне. Здесь созданные им произведения нашли горячий отклик в среде музыкальной элиты и завоевали ему большую популярность. А его оперы «Пенелопа» и «Сципион в Карфагене» имели большой успех у лондонской публики.

В 1765 году Галуппи был приглашен императрицей Екатериной II в Петербург, где управлял придворной певческой капеллой и был дирижером итальянской оперы. В Петербурге с успехом исполнялись его оперные произведения: “Didona abbandonata” и “Il filosofo di campagna”. Музыкальная жизнь российской столицы с приездом маэстро вышла на более высокий качественный уровень. Но, тем не менее, с самого начала, Галуппи был очень недоволен низким уровнем музыкального мастерства петербургского оркестра. К сожалению, попытка повысит этот уровень, успеха не принесла, и через три года, несмотря на громадное жалование, получаемое им в России, Галуппи покидает Петербург в 1768 году и уезжает обратно в Венецию.

В бытность свою в Петербурге композитор написал несколько духовных православных сочинений. Церковное пение в России обязано ему введением итальянского стиля, называемого современниками, концертным. Лучшими произведениями Галуппи в этой области были три концерта: «Суди Господи обидящия мя», «Улышит тя Господь» и «Готово сердце».

Но, все-таки, в обширном и разнообразном по характеру творческом наследии Галуппи основное место занимает опера. Наибольшее же значение имеют его итальянские комические оперы, лучшие из которых написаны на либретто К. Гальдони. Плодотворное содружество двух талантливейших представителей культуры того времени, продолжалось около пятнадцати лет. Результатом его, стали настоящие шедевры итальянской комической оперы: «Аркадия»(1749). «Лунный мир»(1750), «Деревенский философ»(1754) и «Дьяволица»(1755).

В 16 лет Галуппи начал свою композиторскую деятельность и вполне заслуженно был назван современниками творцом жанра итальянской комической оперы. Его музыка отличалась изяществом и мелодичностью, но никогда не претендовала на глубину замысла.

С 1748 года Галуппи был помощником капельмейстера, а с 1762 года и до конца жизни (с трехлетним перерывом), капельмейстером собора святого Марка и директором консерватории «Инкурабили» в Венеции. Той самой консерватории, которую он окончил в далекой юности. Талантливый композитор был известен как виртуоз на клавесине и органе и славился далеко за пределами Италии, как хороший педагог.

Он закончил свою земную жизнь в 1784 году в Венеции.

Виктор Каширников

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова