Фуга

12.01.2011 в 01:30.

Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga - бег, бегство, побег - называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам.

В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах (об имитации - основном приеме строения фуги - вы можете прочесть в соответствующем рассказе). В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной четырехголосной и т. д.

Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными.

Фуга - это высшая, самая сложная форма полифонической музыки.

Особенно часто обращался к фуге И. С. Бах. Как правило, фуга составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме Баха, писал и Шостакович.

Иногда фугу предваряют и другие формы, например, фантазия, вариации или хорал.

Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла, но и частью или эпизодом крупного сочинения - симфонии, оратории, кантаты или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и переходящее затем в музыку гомофонного склада. Такие построения носят название фугато.

Маленькая фуга называется фугетта.

Л. В. Михеева


Это короткое и энергичное слово служит прямо-таки символом серьезной музыки, а тех, кто ее не приемлет, — обращает в бегство. Между прочим, по-итальянски fuga значит как раз "бег", "бегство", "быстрое течение". Так что не бегите, она сама от вас убежит.

Все это шутки, конечно. Просто фуга построена на проведениях (имитациях) одной темы, когда, прозвучав в одном голосе, она как бы передает эстафету другому, другой — третьему и так далее. Это не значит, что в фуге очень много голосов. Чаще всего три — четыре. Но существует определенный план произведения: сначала тема проходит у каждого голоса в основной тональности, затем в других и лишь в конце — вновь в основной. Придерживаясь общего плана (с различной степенью свободы), композитор на основе экономно расходуемого мелодического материала создает очень стройную конструкцию.

Форма фуги оказалась удивительно стабильной. Она сложилась к середине XVII века и развивалась параллельно с другими формами, но ни время, ни стили ее не изменили. Фуги создаются и как отдельные самостоятельные произведения (при этом они часто предваряются прелюдиями, фантазиями или другими сочинениями импровизационного характера), и в виде циклов, например, 48 Прелюдий и фуг И. С. Баха или 24 Прелюдии и фуги Д. Д. Шостаковича, а также как части циклических произведений: сонат, сюит, квартетов и т. д.

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова