Иоганн Себастьян Бах
04.12.2010 в 13:34.Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». Впервые — в Германии — было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же — неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.
В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит — «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» — в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею — это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха — это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.
Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.
Но основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!
Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.
Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.
Д. Самин
Произведения
- Бранденбургские концерты (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 20:14)
- Бранденбургский концерт No. 1 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 20:49)
- Бранденбургский концерт No. 2 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 20:54)
- Бранденбургский концерт No. 3 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 20:58)
- Бранденбургский концерт No. 4 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 21:05)
- Бранденбургский концерт No. 5 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 21:12)
- Бранденбургский концерт No. 6 (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 21:18)
- Виолончельные сюиты (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 16:16)
- Вокальное творчество (Бах) (belcanto.ru) (22.09.2014 в 20:45)
- Гольдберг-вариации (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 21:36)
- Инвенции и симфонии (Бах) (belcanto.ru) (27.09.2014 в 15:46)
- Искусство фуги (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 14:06)
- Итальянский концерт (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 19:06)
- Камерно-инструментальное творчество (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 16:29)
- Кантата No. 106, Трагическое действо (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 17:37)
- Кантата No. 201, Состязание Феба и Пана (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 19:06)
- Кантата No. 21 (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 00:00)
- Кантата No. 211, Кофейная (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 18:36)
- Кантата No. 212, Крестьянская (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 18:43)
- Кантата No. 80, Реформационная (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 18:50)
- Кантаты (Бах) (belcanto.ru) (24.09.2014 в 13:18)
- Каприччио на отъезд возлюбленного брата (Бах) (belcanto.ru) (05.06.2023 в 00:16)
- Клавирное творчество (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 16:53)
- Клавирные концерты (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 19:38)
- Магнификат (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 09:12)
- Месса си минор (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 00:11)
- Музыкальное приношение (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 13:41)
- Органная прелюдия и фуга ля минор (Бах) (belcanto.ru) (19.09.2014 в 19:29)
- Органная токката и фуга ре минор (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 15:34)
- Органная фантазия и фуга соль минор (Бах) (belcanto.ru) (19.09.2014 в 19:59)
- Органное творчество (Бах) (belcanto.ru) (19.09.2014 в 18:00)
- Оркестровые сюиты (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 19:52)
- Пассионы (Бах) (belcanto.ru) (27.09.2014 в 16:21)
- Прелюдия и фуга до минор (ХТК, I том) (Бах) (belcanto.ru) (25.09.2014 в 13:44)
- Прелюдия и фуга ми-бемоль минор (ХТК, I том) (Бах) (belcanto.ru) (25.09.2014 в 14:09)
- Прелюдия и фуга ре мажор (ХТК, I том) (Бах) (belcanto.ru) (25.09.2014 в 14:25)
- Прелюдия и фуга соль минор (ХТК, I том) (Бах) (belcanto.ru) (24.09.2014 в 20:40)
- Рождественская оратория (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:03)
- Скрипичное творчество (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 14:58)
- Скрипичные концерты (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 18:46)
- Сонаты и партиты для скрипки соло (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 15:55)
- Страсти по Иоанну (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 19:48)
- Страсти по Матфею (Бах) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 09:26)
- Сюиты и партиты (Бах) (20.09.2014 в 18:16)
- Токкаты и фантазии для клавира (Бах) (belcanto.ru) (20.09.2014 в 22:01)
- Хорошо темперированный клавир (Бах) (24.09.2014 в 14:44)
- Хроматическая фантазия и фуга (Бах) (belcanto.ru) (21.09.2014 в 12:29)
Публикации
- Органные концерты с лекциями о музыке Баха (belcanto.ru) (29.09.2021 в 10:25)
- Двое из династии Бахов (operanews.ru) (11.12.2019 в 13:55)
- «Магнификаты» Бахов: от отца к сыну (belcanto.ru) (04.12.2019 в 10:38)
- Осеннее барокко в «Зарядье» (belcanto.ru) (16.10.2019 в 12:30)
- Александр Князев: «Никто не знает, как играть музыку Баха» (belcanto.ru) (02.06.2019 в 19:16)
- «Страсти по Марку» Баха как эксклюзив от Йорна Бойзена (belcanto.ru) (26.04.2019 в 13:26)
- Три новых релиза «Мелодии» на фоне третьей награды ICMA (belcanto.ru) (08.02.2018 в 19:42)
- Балетные «Страсти по Матфею» на музыку И.С. Баха: впервые в России (belcanto.ru) (30.10.2017 в 17:48)
- «Траурную ночь» Кэти Митчелл показали в Москве (belcanto.ru) (06.05.2017 в 16:32)
- Медитация по Иоанну (belcanto.ru) (03.05.2017 в 11:41)
- Владимир Васильев рассказал притчу о вере, надежде и любви (belcanto.ru) (17.04.2015 в 13:57)
- Фестиваль Баха «BWV – 2015» (belcanto.ru) (26.02.2015 в 14:52)
- Контратенор Андреас Шолль впервые выступил в Москве (belcanto.ru) (11.02.2015 в 14:29)
- Российские исполнители «Страстей по Матфею» не уступили немцам (belcanto.ru) (27.01.2015 в 14:45)
- Паломничество в Томаскирхе (belcanto.ru) (22.03.2014 в 11:37)
- Александр Князев: «Искусство должно быть нравственным» (belcanto.ru) (22.10.2013 в 19:44)
- Константин Лифшиц: «Музыка выше композитора» (belcanto.ru) (19.05.2013 в 09:48)
- На концерте Петра Андершевского (belcanto.ru) (18.04.2013 в 17:36)
- Амстердамский барочный оркестр в Москве (belcanto.ru) (18.03.2008 в 01:54)
- «Дни Баха» на Пасхальном фестивале (belcanto.ru) (29.04.2004 в 19:11)
- Характеристика творчества Иоганна Себастьяна Баха (belcanto.ru) (31.01.2004 в 23:16)
- Творческий путь Феликса Мендельсона (belcanto.ru) (19.07.2003 в 14:29)
- Петровская Бахиана: испытание на прочность (belcanto.ru) (07.03.2002 в 14:56)
Главы из книг
Словарные статьи
- Гомофония (12.01.2011 в 23:57)
- Орган (12.01.2011 в 12:33)
- Полифония (12.01.2011 в 10:59)
- Прелюдия и фуга у Баха (belcanto.ru) (19.09.2014 в 14:54)