Вокальный словарь. Л

Глава №10 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ЛАКРИМОЗА (лат., от первого слова текста «Lacrimosa dies illa» — «Слезный это будет день») — часть заупокойной мессы — реквиема с музыкой и текстом скорбного характера. Лакримоза обычно является лирическим центром реквиема.

LAMENTO (ламенто, итал. жалоба) — обозначение музыки скорбного, печального характера. В XVII—XVIII вв. сольные арии в характере lamento часто включались в оперные сочинения (плач Ариадны из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла), а также в мадригалы и кантаты.

ЛИБРЕТТО (итал. libretto — книжечка)

1) Словесный текст музыкально-драматического произведения (оперы, оперетты, в прошлом также оратории). Источником сюжетов либретто обычно является художественная литература (мифы, сказки, поэмы, романы и т. д.). До середины XVIII в. либретто создавались по определенной композиционной схеме, отвечающей требованиям музыкальной драматургии того времени, поэтому некоторые наиболее удачные либретто использовались различными композиторами. Позднее связь текста и музыки становится более тесной, часто либреттисты работают в контакте с композиторами, создавая индивидуальное по замыслу произведение. Иногда композиторы сами создают либретто для своих опер (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Вагнер, С. С. Прокофьев, К. Орф и др.).
2) Краткий пересказ содержания оперы, оперетты, балета.
3) Литературный сценарий балета.

ЛИДЕРТАФЕЛЬ (от нем. Lied — песня, Tafel — стол) — мужские любительские хоровые общества в Германии, Австрии. Первый лидер-тафель был основан К. Ф. Цельтером в 1809 г. в Берлине. Во 2-й пол. XIX в. немецкие хоровые общества были объединены в Певческие союзы. К 1925 г. количество участников этих союзов возросло до 900 тысяч Человек. О лидертафеле упоминает В. И. Ленин в статье «Развитие рабочих хоров в Германии».

ЛИДЕРШПИЛЬ (от нем. Lied — песня, Spiel — игра) — песенно-драматический жанр, разновидность зиНгшпиля, в котором диалоги чередовались с песнями. Крупнейшими представителями лидершпиля были композиторы И. Ф. Рейхардт («Любовь и верность»), А. Лорцинг («Поляк и его дитя»), Ф. Мендельсон («Возвращение с чужбины»). Тексты нескольких лидершпилей принадлежат И. В. Гете.

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА — разновидность французской оперы, сложившаяся во 2-й пол. XIX в. Возникла в противовес большой опере как проявление тенденции к углублению психологического начала в оперном искусстве. Для опер этого жанра характерно реалистическое отображение душевного мира человека, их музыкальный язык отличается демократичностью, включает в себя интонации танцевальных и других бытовых жанров музыки той эпохи. Крупнейшими представителями лирической оперы являются Ш. Гуно («Фауст»), А. Тома («Миньон»), Ж. Массне («Вертер», «Манон»), Л. Делиб («Лакме»).

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (фр. tragedie lyrique) — жанр французской героико-трагической оперы XVII—XVIII вв. Лирическая трагедия представляла собой монументальное, величественное произведение из пяти актов с прологом и заключительным апофеозом. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, близки французской классической трагедии. Лирическая трагедия содержала патетически выразительные речитативы, ариозо, арии, ансамбли, хоры и большие оркестровые вступления — симфонии, которые стали называться французскими увертюрами. Становление жанра лирической трагедии связано с именами Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо и др.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОР — хор, состоящий из непрофессиональных певцов. В ряде стран любительские хоры объединены в общества (в Германии — лидертафель, во Франции — «орфеон»). В России любительские хоры начали активно создаваться во 2-й пол. XIX в. (хоры Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы, Русского хорового общества, Думский кружок, Бесплатный хоровой класс И. А. Мельникова и др.). Ими руководили такие выдающиеся деятели русской музыкальной культуры, как А. Г. Рубинштейн, Г. Я. Ломакин, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский. Эти хоры часто достигали высокого исполнительского мастерства. В советское время развитие любительского хорового пения приняло широкие масштабы. Самодеятельные хоровые коллективы выступали со сложной концертной программой, принимали участие в международных конкурсах, гастролировали по стране и за рубежом.

ЛЮФТПАУЗА (нем. воздушная пауза) — небольшой, едва заметный перерыв в звучании при исполнении музыкального произведения. Применяется для выделения начала новой фразы, раздела. Иногда отмечается в нотах запятой, но в основном делается исполнителем по собственному усмотрению.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова