Вокальный словарь. М

Глава №11 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

МАГНИФИКАТ (лат., от первого слова текста «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа моя господа») — хоровое песнопение, исполняемое во время вечерней службы в католической церкви. Ранняя форма магнификата представляла собой род псалма. С XVI в. это крупное многоголосное хоровое произведение (магнификаты Палестрины, К. Монтеверди, О. Лассо), позднее — кантата для солистов, хора и инструментального сопровождения (магнификат И. С. Баха).

МАДРИГАЛ (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном языке) — жанр светской многоголосной лирической песни, распространенный в Италии в эпоху Возрождения. В XIV в. мадригал представлял собой двух-трехголосную вокальную пьесу любовно-лирического, мифологического, шутливого содержания, иногда с инструментальным сопровождением. Верхний голос обильно украшался мелизмами. Ведущие авторы мадригалов в этот период — Ф. Ландино, Дж. да Фиренце, Дж. да Болонья. В XV в. мадригал вытесняется фроттолой. XVI в.— время нового расцвета мадригала. Музыка отличается свободой и изысканностью письма, ей свойственны обилие хроматизмов, смелые модуляции, переплетения голосов, число которых достигает пяти. Этот период связан с именами Я. Аркадельта, О. Лассо, А. Габриели, Л. Маренцио, К. Монтеверди, К. Джезуальдо ди Веноза (Италия), Т. Морли, У. Бёрда (Англия), X. Хаслера, Г. Шютца (Германия). К XVII в, возникает традиция сочинения мадригала для солирующего голоса с инструментальным сопровождением (Л. Луццаски, Дж. Каччини). Тогда же появляются мадригальные комедии. В XX в. жанр мадригала снова привлекает внимание композиторов — п. Хиндемита, Б. Мартину и др.— и широко входит в концертно-исполнительскую практику.

МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ — жанр хоровой композиции на текст комедийной пьесы с музыкой в характере мадригала, возникший в Италии во 2-й пол. XVI в. Все партии действующих лиц исполнялись вокальным ансамблем или хором. Примером ранней мадригальной комедии является хоровая сцена «Болтовня женщин за стиркой» А. Стриджо — яркая реалистическая зарисовка из народной жизни. Крупнейшим автором мадригальных комедий был О. Векки, среди его сочинений комедия «Амфипарнас», где действующими лицами были персонажи комедии дель арте. Наряду с мадригалами в музыке мадригальных комедий использовались канцонетты, вилланеллы. Мадригальная комедия явилась непосредственной предшественницей оперы.

МАСКА (фр. masque, от итал. maschera — маска)

1) Термин, применяемый в вокальной практике. Означает ощущение вибраций в верхней части лица (в области, обычно прикрываемой маской на маскараде), возникающее у певца во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей. Оно связано с присутствием в голосе высокой певческой форманты. Ощущение маски — показатель правильного голосообразования. Процесс пения при этом осуществляется более легко и свободно, голос звучит ярко, звонко, полетно. См. также Резонаторы.
2) Развлекательное представление в Англии XVI — XVII вв., бытовавшее при дворе или в домах аристократов. Маска состояла из чередования танцев, пения, диалогов, комических интермедий, инструментальной музыки, объединявшихся сюжетом на мифологические или пасторальные темы. Среди авторов масок были поэты и драматурги Б. Джонсон, Дж. Мильтон, У. Давенант, композиторы М. Локк, К. Гиббонc, Г. Лоус. Постановки масок отличались большой пышностью, богатством костюмов, роскошными декорациями, использованием сложных сценических механизмов. Маска подготовила рождение английской оперы.

МАССОВАЯ ПЕСНЯ — сольная или хоровая песня, рассчитанная на коллективное исполнение на различных общественно-политических мероприятиях (демонстрациях, фестивалях, празднествах) или в быту. Массовая песня, как правило, имеет куплетное строение, часто с припевом. В лучших массовых песнях мелодия, обобщенно выражающая содержание текста, написана простым музыкальным языком в удобном для пения регистре, что обеспечивает ее доступность для всеобщего исполнения и восприятия.

МЕДИУМ (от лат. medius — средний) — термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женского голоса. Медиум женских голосов имеет микстовую природу (см. Микст, Регистры). У сопрано медиум занимает обычно от фа 1-й октавы до фа 2-й октавы, у меццо-сопрано — от ре 1-й октавы до ре 2-й октавы.

МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meistersinger, от Meister — мастер и Singer — певец) — поэт-певец в Германии XIV — XVI вв., принадлежавший к ремесленному сословию. Литературно-певческие общества мейстерзингеров имели цеховой устав, утверждавший жесткую иерархическую систему: ученик, подмастерье, певец-поэт, мастер. Принципы и методы сочинения и исполнения вокально-поэтических произведений излагались в сводах правил (так наз. табулатурах). Мелодии песен назывались «тонами», сочинение нового «тона» давало право на звание мастера. За «тонами» закреплялись характерные названия, например «серебряный тон Ганса Сакса», «ткацко-чесальный тон Амвросия Мецгера», «цветистый, райский тон Иосифа Шмирера». Вначале песни создавались только на религиозные темы, в XVI в. их тематика расширилась. Форма стихов и количество строк в них строго регламентировались. Песни исполнялись большей частью без аккомпанемента. Сохранилось довольно большое количество стихов мейстерзингеров. Главными центрами мейстерзанга были города Майнц, Страсбург, Вюрцбург, Аугсбург и Нюрнберг. Крупнейшие представители мейстерзингеров — М. Бегайм, X. Фольц, Г. Сакс. Мейстерзингерам посвящена опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

МЕЛИЗМЫ (от греч. melisma — песнь, мелодия)

1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»).
2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке. К мелизмам относятся форшлаг, мордент, группетто, трель. В нотном письме мелизмы обозначаются при помощи специальных знаков или выписываются мелкими нотами.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. melos — мелодия и лат. declamation — декламация) — художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки. Мелодекламация возникла уже в античном театре. В XIX в. она нередко использовалась в опере (сцена «В волчьем ущелье» из оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок», сцена «В тюрьме» из оперы Л. Бетховена «Фиделио»). С конца XIX в. мелодекламация как концертно-эстрадный жанр пользовалась большой популярностью в России; к этому жанру обращались А. С. Аренский, А. А. Спендиаров, в советское время — С. С. Прокофьев (симфоническая сказка «Петя и волк»). В XX в. мелодекламация приобретает черты, сближающие ее с речитативом — так наз. связанная мелодрама, в которой с помощью особых знаков фиксируется ритм и высота звуков голоса. В творчестве А. Шёнберга и А. Берга этот вид мелодекламации принимает форму Sprechgesang (нем.) — речевого пения («Лунный Пьеро» А. Шёнберга, эпизоды в опере «Воццек» А. Берга).

МЕЛОДИЯ (греч. melodia — песня) — осмысленное одноголосное последование звуков, основное выразительное средство музыки. В мелодии важное значение имеют звуковысотная линия, лад, ритм, музыкальная структура. Мелодия может оказывать художественное воздействие как сама по себе (в одноголосии), так и в сочетании с мелодиями в других голосах (полифония) или с гармоническим сопровождением (гомофония). В вокальной музыке при исполнении мелодии необходимо раскрыть интонационную выразительность, подчеркнуть кульминацию при помощи умело распределенных динамических и агогических оттенков, выявить соотношение музыки и текста.

МЕНЕСТРЕЛЬ (фр. menestrel, от лат. ministerialis — состоящий на службе) — средневековый поэт, музыкант и певец, находившийся на службе при дворе крупного феодала или знатного рыцаря. Обычно менестрели являлись слугами труверов или трубадуров и исполняли их произведения. Но иногда менестрели сами сочиняли стихи и музыку, воспевая подвиги своих покровителей. С конца XIV в. менестрелями стали называть профессиональных музыкантов, сочинявших музыку для танцев.

МЕССА (от лат. missa, mitto — отпускаю) — многочастное произведение для хора а капелла или для солистов, хора и оркестра (или органа) на канонический латинский текст католического богослужения. Существуют мессы короткие (missa brevis), состоящие из двух или трех первых разделов, и торжественные (полные) мессы (missa solemnis). Особой разновидностью является заупокойная месса — реквием. Основные разделы мессы: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus, Agnus Dei. Месса сложилась из одноголосных песнопений григорианского хорала. В XIV в. появились многоголосные, полифонические мессы. С XVII в. на развитие мессы начали оказывать влияние опера и инструментальная музыка, большое значение наряду с хором приобрели сольные вокальные партии, стало привлекаться инструментальное сопровождение. Композиторы-классики XVIII—XIX вв. использовали жанр мессы для выражения глубоких общечеловеческих идей, чувств. Музыку месс писали Г. Дюфаи, Я. Обрехт, О. Лассо, Палестрина, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Ш. Гуно и др.

МЕЦЦА ВОЧЕ (итал. mezza voce — вполголоса) — пение в динамике mezza piano с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок (см. Фальцет). Использование такого рода микста позволяет певцу быть хорошо слышимым в зале при затрате весьма малых усилий. Владение mezza voce — показатель технического мастерства вокалиста.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo-soprano, от mezzo — средний) — женский голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. Диапазон меццо-сопрано — ля малой октавы — ля (си) 2-й октавы. Характерными признаками этого типа голоса являются полнота звучания в среднем регистре и мягкие, глубокие низкие ноты. Меццо-сопрано бывают двух видов: высокое (лирическое) меццо-сопрано, обладающее более легким и высоким звуком, и низкое, приближающееся к контральто. Партии меццо-сопрано: Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Полина («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Амнерис («Аида» Дж. Верди), В хоре меццо-сопрано входят в партию первых альтов.

МИКСТ (от лат. mixtus — смешанный) — регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование. Благодаря верному нахождению меры включения в фонацию (см. Голосообразование) грудного и фальцетного механизмов работы голосовых складок развивается полноценное звучание голоса, позволяющее на протяжении двухоктавного диапазона петь без регистровых переходов. В основе развития микста у мужчин лежит умение прикрывать голос, плавно изменяя работу голосовых складок (см. Прикрытие), у женщин — умение переносить звучание медиума на звуки грудного регистра. У хорошо обученных певцов голос на всем диапазоне звучит одинаково по тембру. В зависимости от индивидуальности некоторые певцы в нижнем отрезке диапазона оставляют грудное звучание, плавно переходя на микстовое начиная с середины или области переходных нот. В этом случае звучание верхнего прикрытого отрезка диапазона несколько отличается от нижнего — грудного. Микстовое звучание может быть легким, близким к фальцету, а может быть таким же звучным и мощным, как и грудное. Выбор характера микста (степени прикрытия) диктуется индивидуальностью голоса певца. См. Ровность голоса.

МИМИКА — выразительные движения мышц лица, отражающие чувства человека. В вокальном искусстве служит зрительным дополнением к слуховым впечатлениям от исполнения. Мимика певца должна органично вытекать из его исполнительских задач. Частыми дефектами мимики являются гримасы: искривление рта, его стандартное искусственное положение (в форме улыбки или с губами, вытянутыми вперед), морщение лба и т. п. Данные недостатки трудно поддаются исправлению, поэтому в процессе воспитания голоса следует обращать постоянное внимание на естественность мимики и отсутствие каких-либо мышечных напряжений, сопутствующих пению.

МИННЕЗИНГЕР (нем. Minnesinger, от Minne — любовь и Singer — певец) — немецкий средневековый поэт-певец XII—XIII вв., автор и исполнитель произведений рыцарской лирики. Темами песен миннезингеров были: воспевание рыцарских подвигов, служение «прекрасной даме», оплакивание несчастной любви. Свои произведения миннезингеры исполняли под аккомпанемент струнных инструментов. Мелодии записывались квадратными нотами (невмами), которые передавали лишь тоны и мелизмы, тогда как ритм зависел исключительно от текста. Среди прославленных миннезингеров следует назвать Конрада Вюрцбургского, Вольфрама фон Эшенбах, Генриха фон Мейсен и Вальтера фон дер Фогельвейде, крупнейшего поэта-лирика, который известен и как писатель-сатирик и политический деятель. Сюжет из времен миннезингеров использован в опере Р. Вагнера «Тангейзер».

МНОГОГОЛОСИЕ — музыкальное изложение, основанное на одновременном сочетании нескольких голосов. Основные типы многоголосия — гетерофония, гомофония, полифония.

МОНОДИЯ (греч. monodia — песня одного певца)

1) Одноголосная мелодия, исполняемая одним или несколькими (в унисон) певцами. Примерами одноголосной (монодической) музыки являются григорианское пение, знаменный распев.
2) В Древней Греции — пение одного певца, сольное или с аккомпанементом. В монодии с аккомпанементом инструмент дублировал вокальную партию. Пение под аккомпанемент авлоса называлось авлодией, с сопровождением кифары — кифародией.
3) Вид сольного пения, возникший в Италии XVI в. как подражание древнегреческому искусству. Этот стиль, названный речитативным, получил свое выражение в операх и сольных мадригалах Я. Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди.

МОТЕТ (фр. motet, от mot — слово) — жанр вокальной многоголосной музыки, зародившийся во Франции в XII в. До XVI в. оставался важнейшим жанром духовной и светской музыки в Западной Европе. Первоначально мотет объединял несколько самостоятельных мелодий с различными текстами, где нижний голос (тенор) исполнял свою партию на латинском языке, а второй голос, находящийся над тенором (так наз. motetus), и дополнительные голоса (duplum и triplum) исполнялись на разговорном французском языке. Содержание французских текстов было бытовым, иногда любовного или шутливого характера. Каждый голос мотета согласовывался лишь с соседним по высоте, поэтому в звучании целого нередко встречались диссонантные сочетания. Существовали мотеты для хора а капелла и для хора с инструментальным сопровождением. Дальнейшее развитие мотет получил в творчестве Г. Дюфаи, И. Окегема, Жоскена Депре (который первым стал применять единый для всех голосов текст), О. Лассо, Палестрины. Мотет XV—XVI вв.— это развитое, сложное, торжественное по характеру хоровое произведение с хорошо согласованными в ритмическом и гармоническом отношении голосами. В XVII в. развитие мотета в творчестве X. Хаслера, Г. Шютца, Л. Виаданы сыграло роль в создании духовной кантаты. Вершиной развития жанра являются 8 мотетов И. С. Баха. В дальнейшем к мотету обращались Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Брамс, А. Брукнер и др.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ — способность человека воспринимать музыку. Музыкальный слух характеризуется широким диапазоном восприятия высоты звуков — от 16 герц (до субконтроктавы) до 20000 герц (приблизительно ми-бемоль 7-й октавы). Отчетливее всего воспринимается высота звуков в зоне от 500 до 3000—4000 герц, где находятся все форманты гласных речи и певческие форманты. Различают абсолютный слух (способность узнавать и определять высоту отдельных звуков без предварительной настройки) и относительный (способность определять звуковысотные интервальные отношения между звуками). Для музыканта важно развивать внутренний слух — способность представлять мелодическую последовательность без реального звучания, мысленно. Музыкальный слух развивается в тесной взаимосвязи с голосом как естественным инструментом выражения музыкальных впечатлений. У большинства людей мелодия, представленная внутренним слухом, находит выражение в пении; в этом случае говорят об активном слухе. Однако встречаются лица, которые обладают развитым музыкальным слухом, но не научились управлять своим голосовым аппаратом и не могут точно воспроизвести услышанную мелодию; такое явление называется пассивным слухом. У музыкально одаренных людей связи между слухом и голосовым аппаратом обычно настолько прочны, что внутреннее слышание мелодии обязательно вызывает двигательную реакцию голосового аппарата.

Вокалисты воспринимают музыку не только слухом, но и мышцами голосового аппарата. Для оценки высоты звука певец (если он не обладает абсолютным слухом), как правило, обязательно воспроизведет его голосом, т. е. введет в работу голосовые складки, «пощупает» звук мышцами. Мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха), образуют специфическое сложное восприятие звука, называемое вокальным слухом. Вокальный слух необходим педагогу-вокалисту для того, чтобы оценить правильность работы голосового аппарата ученика не только по слуху, но и по своим мышечным и дыхательным ощущениям. Вокальный слух нужен певцу для контроля за голосообразованием (см. Автофония).

МУТАЦИЯ (от лат. mutatio — изменение, перемена) — переход детского голоса в голос взрослого. Возрастные границы мутации, связанные с национальной принадлежностью и климатом,— от 10 до 17 лет (для народов Средней Европы она чаще всего наступает в 14—16 лет). У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным ростом гортани, не меняющей своей естественной конфигурации. У мальчиков в результате значительного изменения конфигурации гортани голосовые складки удлиняются до 2—2,5 см против 1,5 см (в среднем) у женщин. Длительность процесса перестройки гортани у мальчиков занимает, как и у девочек, 1,5—2 года, распространяясь на весь возраст полового созревания. Однако «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявиться резко в течение нескольких недель. Это объясняется тем, что привычная старая фальцетно-микстовая (см. Фальцет, Микст) функция гортани приходит в противоречие с новой структурой, для которой естествен грудной тип вибраций. В этот период установления новых «взаимоотношений» между гортанью, полостями надставной трубки и дыханием (см. Голосовой аппарат) голосовые складки бывают покрасневшими, отмечается обилие слизи, быстрая утомляемость. Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для образования красивого певческого звука. Для сохранения удачной для пения конструкции гортани мальчика в XVII— XVIII вв. была широко распространена кастрация. До недавнего времени бытовало мнение, что во время мутации мальчики не должны петь. Однако практика многих хормейстеров показывает, что занятия пением в этот период с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики благоприятны для развития голоса.

МЫШЕЧНЫЕ ПРИЁМЫ — способ прямого сознательного воздействия на работу отдельных частей голосового аппарата. В вокальной педагогике широко распространены приемы, связанные с воздействием на дыхание (напр., требование сделать вдох того или иного типа), гортань (напр., пение на пониженной гортани), артикуляционный аппарат (пение на зевке, на улыбке, с уложенным языком и др.). Мышечными приемами следует пользоваться с большой осторожностью, т. к. они нарушают целостную координацию мышц, характерную для голосообразования. Единых, подходящих для всех певцов приемов не установлено. Применение их требует ясного понимания физиологии голосообразования при неотступном контроле за качеством звучания голоса.

МЮЗИКЛ (англ. musical, от musical comedy — музыкальная комедия) — музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе музыкальное, драматическое, хореографическое, оперное искусства. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие музыкальных песенных форм. Мюзикл возник в конце XIX в. в США. Его истоки восходят к оперетте и театральным развлекательным представлениям — ревю, шоу, мюзик-холлу, экстраваганце. Заимствовав многое от этих жанров, мюзикл выработал свой язык, свою структуру. Окончательно сформировавшись как самостоятельный жанр в 1920 — начале 1930-х гг. («Плавучий театр» Дж. Керна, «О тебе я пою» Дж. Гершвина), мюзикл развивался в сторону расширения тематики, усложнения музыкальной драматургии и языка. В 1940—1950-е гг. создаются произведения на сюжеты В. Шекспира, Ч. Диккенса, Б. Шоу, американских писателей Ю. О'Нила, Т. Уайлдера и др. Лучшие мюзиклы этих лет — «Оклахома!» и «Звуки музыки» Р. Роджера, «Целуй меня, Кэт» К. Портера, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна; в 1960-е годы — «Смешная девчонка» Дж. Стайна, «Человек из Ламанчи» М. Ли. В конце 1960-х гг. мюзикл вытесняется рок-оперой. В СССР осуществлены постановки лучших мюзиклов. К этому жанру обращались советские композиторы — А. Колкер («Свадьба Кречинского»), С. Баневич («Том Сойер») и др.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова