Вокальный словарь. К

Глава №9 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

КАБАЛЕТТА (итал. cabaletta)

1) В XVIII в. небольшая оперная ария с простой песенной мелодией, с четким повторяющимся ритмическим рисунком.
2) В итальянских операх XIX в.— короткая заключительная часть арии,в которой темп постепенно ускоряется. Нередко кабалетта состоит из нескольких разделов, каждый из которых проходит в своем темпе. Ярким примером может служить кабалетта Манрико из III д. оперы «Трубадур», а также ария Виолетты из I д. оперы «Травиата» Дж. Верди.

КАВАТИНА (итал. cavatina, от cavare — извлекать)

1) В опере и оратории конца XVIII в.— короткая сольная вокальная пьеса. От арии отличалась размерами, простотой формы и песенностъю мелодии. Традиционная каватина состояла из одного куплета с инструментальным вступлением, например каватина Луки «Страдает от жары» из оратории И. Гайдна «Времена года».
2) В XIX в. — выходная ария героя, например каватина Нормы из оперы В. Беллини «Норма», каватина Розины из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», каватина Антониды из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», каватина Берендея из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и др.

КАМЕРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. camera — комната) — исполнение камерной вокальной музыки. Вокальная камерная музыка (в жанрах песни, романса, ансамбля) с конца XVIII в. и особенно в XIX в. заняла видное место в музыкальном искусстве. Постепенно сложился соответствующий жанру камерный исполнительский стиль, основывающийся на максимальном выявлении интонационно-смысловых деталей музыки. Камерное пение обладает большими возможностями в передаче тончайших лирических эмоций. Оно требует от исполнителя высокой музыкальной и общей культуры, гибкого, способного к тончайшей нюансировке голоса, который не обязательно должен быть мощным. Выдающимся талантом трактовки камерных произведений обладали М. Оленина-Д'Альгейм, 3. Лодий, Н. Дорлиак, 3. Долуханова, Э. Шварцкопф, Д. Фишер-Дискау. Многие оперные певцы — прекрасные камерные исполнители, например С. Лемешев, Н. Обухова, М. Максакова, Н. Шпиллер, И. Архипова, Е. Нестеренко, 3. Соткилава и др. Они продолжали и продолжают традицию великих русских певцов прошлого Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, владевших в равной степени оперной и камерной манерой исполнения.

КАМЕРНЫЙ ХОР — хор небольшого состава (до 40 человек).

КАНОН (греч. canon — правило) — форма полифонической музыки, основанная на строгой имитации — точном повторении мелодии во всех голосах. Каждый голос вступает раньше, чем мелодия закончится у предыдущего голоса. Первый, ведущий голос в каноне называется пропостой (итал. proposta — предложение), имитирующие голоса — риспостой (итал. risposta — ответ). Каноны различаются по количеству голосов, интервалу между их вступлениями (каноны в приму, октаву, кварту, квинту и пр.), числу тем, имитируемых одновременно (канон двойной, тройной и т. д.), разным соотношениям пропосты и риспосты (канон в увеличении, уменьшении, обращении). В бесконечном каноне конец мелодии переходит в ее начало, поэтому голоса могут вступать любое количество раз. В хоровой и ансамблевой литературе форма канона использовалась в творчестве О. Лассо, И. С. Баха, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. Использование канона как выразительного средства встречается в оперной литературе, например квартет «Какое чудное мгновенье» из I д. оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», дуэт «Враги» из 2-й картины оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

КАНТ (от лат. cantus — пение) — бытовая многоголосная песня, распространенная в России, на Украине и в Белоруссии в XVII—XVIII вв. Для музыки кантов были характерны трехголосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и противостоящим им басом, создающим гармоническую опору, куплетная форма, ритмическая часть мелодии. Первоначально канты создавались на тексты религиозного содержания и были популярны в среде духовенства. В XVIII в. тематика кантов обогащается, появляются шуточные, пасторальные, застольные, любовно-лирические, поздравительные и так наз. виватные, или панегирические, канты, характерные для Петровской эпохи. В виватных кантах, в частности, воспевались различные торжественные события из жизни государства. Для них характерны мелодия, напоминающая фанфарные сигналы, имитационные переклички, рулады на слове «виват». Кант становится любимым жанром домашнего музицирования. Во 2-й пол. XVIII в. кант постепенно вытесняется жанром сольной «российской песни».

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Известны кантаты для одного хора, для солиста с оркестром. Кантаты подразделяются на духовные и светские. Они включают в себя оркестровые вступления, арии, ансамбли, хоры. Исполнительский состав и структура сближают кантату с ораторией, однако кантата отличается меньшим размером, камерностью, отсутствием драматического развития сюжета. Кантата возникла в Италии в XVII в. и первоначально представляла собой сольную вокальную пьесу; позднее в кантате появилось противопоставление ариозных и речитативных эпизодов. Расцвет жанра светской кантаты в Италии связан с именами композиторов Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти. Духовная кантата сформировалась в Германии, крупнейшие представители — Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, которому принадлежит более 200 кантат. Бах писал и светские кантаты, среди них — «Кофейная», «Крестьянская». Жанру кантаты отдали дань В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Хиндемит и др. В России жанр кантаты представлен в творчестве А. Н. Верстовского, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. Кантаты советских композиторов отличались увеличением роли хора, насыщенностью интонациями народной и массовой песни. Наиболее значительные произведения в этом жанре созданы С. С. Прокофьевым («Александр Невский»), Ю. А. Шапориным («На поле Куликовом»), Д. Д. Шостаковичем («Над Родиной нашей солнце сияет»).

КАНТЕ ХОНДО (исп. cante jondo) — музыкальное народное искусство Андалузии, отличающееся многообразием песенных форм, среди которых наиболее яркими и типичными являются сигирийя, солеарес, каньяс. Исполнение канте хондо включает в себя пение, игру на щипковом инструменте (виуэла, позднее гитара) и танец. На формирование стиля канте хондо оказали влияние музыка и пение арабов (мавров) и цыган, что проявляется в богато орнаментированной мелодии небольшого диапазона (не больше сексты), прихотливом, свободном ритме, ярком, эмоциональном исполнении, сопровождаемом выкриками. В XVIII в. параллельно с канте хондо сформировался стиль канте фламенко, создателями которого являются андалузские крестьяне. К важнейшим песенным формам канте фламенко относятся петенера, малагенья, гранадина, ронденья, севильяна.

КАНТИЛЕНА (лат. cantilena — пение)

1) Певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. Певучесть, кантиленность вокального исполнения — результат правильной техники голосообразования и звуковедения, когда при переходе от звука к звуку характер вибрато не нарушается. Достигается выравниванием гласных и умением быстро и четко произносить согласные (см. Гласные в пении, Дикция).
2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная. Кантиленные вокальные мелодии композиторов разных времен и народов несут в себе как элементы национальной специфики, так и бытующие интонации эпохи. Русская кантилена, ведущая свое начало от распевных, широких русских народных песен, достигла глубокой психологической выразительности в произведениях композиторов-классиков. Вокальный стиль русских певцов формировался под влиянием классической русской кантилены. Кантилена позволяет певцу наиболее полно раскрыть выразительные возможности своего голоса, мастерство владения им.

КАНТОР (лат. cantor - певец) — первоначально певец-солист, исполняющий песнопения в католической церкви во время богослужения. В немецкой протестантской церкви, начиная с XVI в., кантор совмещал обязанности певца, учителя пения, дирижера хора, органиста и нередко композитора. Постепенно деятельность кантора перестала ограничиваться рамками церкви и приобрела более светский характер. Канторы выступали со своими учениками в домах зажиточных бюргеров, занимались преподаванием пения и игры на музыкальных инструментах, руководили объединениями любителей музыки (так наз. «Коллегиум музикум»). Кантором церкви св. Фомы в Лейпциге с 1723 по 1750 годы состоял И. С. Бах. До него эту должность занимали Г. Ф. Телеман, И. Кунау. К концу XVIII в. кантор как организатор музыкальной жизни города утрачивает свое значение.

КАНТРИ (англ. country — сельский, деревенский) — один из стилей народной музыки в США. Песни в стиле кантри характеризуются куплетным строением, доходчивой, чаще всего мажорной мелодией небольшого диапазона с небогатой нюансировкой, простым гармоническим аккомпанементом на банджо или гитаре.

КАНТУС ФИРМУС (лат. cantus firmus — неизменная мелодия) — ведущая мелодия в хоровом полифоническом произведении XV—XVI вв., проводимая неоднократно в неизменном виде. Обычно помещалась в теноре. Темы кантус фирмус заимствовались композиторами из светских духовных напевов или сочинялись специально.

КАНЦОНА (итал. canzona — песня) — форма песенно-стихотворного творчества провансальских трубадуров. Получила широкое распространение в Италии XIII—XVII вв. Многоголосные итальянские канцоны были близки фроттоле. Позднее канцоной стали называть инструментальную пьесу с песенной мелодией.

КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta — песенка) — небольшая многоголосная песня танцевального характера, распространенная в Италии в конце XVI — начале XVII вв.

КАПЕЛЛА (итал. capella) — хоровой коллектив. В средние века капеллой называлась часовня или придел в церкви, где размещался хор. Средневековые церковные капеллы были только вокальными, отсюда произошел термин «а капелла». В дальнейшем капеллы превратились в смешанные ансамбли, состоящие из певцов и инструменталистов; появились светские капеллы. Капеллой князя Эстергази руководил Й. Гайдн, капеллой в церкви св. Фомы в Лейпциге — И. С. Бах. В России вокальные и вокально-инструментальные капеллы получили распространение в XVIII в., главным образом в помещичьих усадьбах. С ними связана деятельность композиторов С. А. Дегтярева, С. И. Давыдова и др. Крупнейшей русской капеллой была Придворная певческая капелла в Петербурге (ныне Санкт-Петербургская академическая капелла им. М. И. Глинки). В разное время капеллой руководили Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, С. В. Смоленский, М. Г. Климов и др.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapellmeister — руководитель хора) — в XVI—XVIII вв. руководитель вокальной или инструментальной капеллы, в ХIX в. — дирижер симфонического, театрального оркестра или хора.

КАЧАНИЕ ГОЛОСА — см. Дефекты певческого звука, Вибрато.

КАЧЧА (итал. caccia — охота, погоня) — жанр светских вокальных произведений эпохи Возрождения. Их основная тематика — сцена охоты, погони, уличные сценки. Каччи сочинялись для двух голасов, изложенных в виде канонической имитации (см. Канон) с инструментальным сопровождением. «Преследование» одного голоса другим в каноне хорошо соответствовало содержанию текста. В XVII— XVIII вв. появились инструментальные каччи, выполнявшие роль быстрой части в сонатах, концертах.

КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus — четвертый) — ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов), а также музыкальное произведение для такого ансамбля. См. Ансамбль.

КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus — пятый) — ансамбль из 5 исполнителей, а также музыкальное произведение для такого ансамбля. См. Ансамбль.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОСОВ — разделение голосов на определенные типы. В современной вокальной практике производится по диапазону, тембру, расположению переходных регистровых нот, анатомическим признакам и др. Классификация голосов исторически менялась. В XVI — XVII вв. они подразделялись на высокие женские — сопрано, низкие женские — альты, высокие мужские — тенора и низкие мужские — басы. Эта классификация существует и ныне в хорах. По мере усложнения вокального репертуара в мужских голосах выделился промежуточный голос — баритон и произошло разделение на отдельные виды в каждом типе голоса. В настоящее время принято различать: сопрано колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое; меццо-сопрано лирическое, низкое; контральто; тенор альтино, лирический, лирико-драматический, драматический, характерный; баритон лирический, лирико-драматический, драматический; бас высокий, низкий.

КОЛОМЫЙКА (от названия города Коломыя Ивано-Франковской области) — украинская народная песня-танец шуточного содержания с любовной, сатирической, политической тематикой. Коломыйки имеют куплетное строение. Стихотворная строфа состоит из двух строк по 14 слогов в каждой, с цезурой после 8-го слога. Исполняются коломыйки обычно хором с инструментальным сопровождением.

КОЛОРАТУРА (итал. coloratura — украшение) — быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии и т. п.) и мелизмы (группетто, морденты, форшлаги, трели), служащие для украшения сольной вокальной партии. Колоратура была широко распространена в вокальных партиях опер, хоровых произведениях, духовных концертах XVII — начала XIX вв.; сначала включалась в партии всех голосов, позднее — лишь высоких голосов. В итальянской опере XVII — 1-й пол. XIX в. приобрела огромное, подчас самодовлеющее значение, нередко превращаясь в средство демонстрации технических возможностей певца (см. Бельканто). Во многих русских и зарубежных классических операх колоратура является неотъемлемой частью характеристики персонажей (Людмила — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Шемаханская царица — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, Царица Ночи — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и др.). В вокальных партиях современных опер колоратура почти не встречается. В современных хоровых произведениях используется как изобразительный прием (напр., в обработках народных песен). См. Беглость, Вокализ.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ — песенный жанр, широко распространенный у многих народов. Для колыбельной песни характерны медленное, спокойное движение, мелодия без резких скачков, очень плавная, подчас даже монотонная, с повторением попевок и ритмических фигур. В профессиональном вокальном творчестве колыбельные песни появились с XVIII в. («Колыбельные песни для добрых немецких матерей» И. Рейхардта). В дальнейшем колыбельные песни писали Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Дворжак, X. Вольф, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и др. Жанр колыбельной песни часто используется в оперной литературе (колыбельная Марии в опере П. И. Чайковского «Мазепа», колыбельная Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»), балетах (колыбельная Жар-птицы в балете И. Ф. Стравинского «Жар-птица»), в оркестропой музыке («Кикимора» А. К. Лядова).

КОЛЯДКА (от лат. Calendae — первый день месяца) — народные величальные поздравительные песни, которые поют на рождество или под Новый год. Распространены у славянских народов. Содержание колядок — пожелание благополучия, хорошего урожая. На Украине разновидностью колядок являются щедровки. Известна колядка «Щедрик» в обработке для хора А. Д. Леонтовича. Сцены колядования изображены в операх русских и украинских композиторов («Черевички» П. И. Чайковского, «опера-колядка» «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, «Рождественская ночь» Н. В. Лысенко).

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА — жанр оперы комедийного содержания, сложившийся в странах Европы в XVIII в. По сравнению с бытовавшей ранее оперой-сериа круг сюжетов значительно расширился — от легкой буффонады с занимательной интригой до серьезной комедии. В музыке наблюдалась более тесная связь с народными и бытовыми интонациями, ариозный стиль стал проще; уделялось большое внимание обрисовке характеров действующих лиц. В разных странах появились различные разновидности комической оперы: в Италии — опера-буффа, во Франции — опера комик (другое название — комическая опера), в Англии — балладная опера, в Германии и Австрии — зингшпиль, в Испании — тонадилья и сарсуэла. В России возникновение комической оперы связано с формированием национальной композиторской школы в последней трети XVIII в. («Скупой» В. А. Пашкевича, «Американцы» Е. И. Фомина). Достижения комических оперных жанров были развиты и преобразованы В. А. Моцартом, К. М. Вебером, Дж. Верди, Ж, Оффенбахом, М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, С. С. Прокофьевым.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ РИТМ (от лат. complem — дополнение) — ритмическое заполнение в аккомпанементе выдержанных нот мелодии.

КОМПРИМАРИО (итал. comprimario) — оперный певец, исполняющий второстепенные партии.

КОНДАК — жанр византийской церковной поэзии и музыки. Создателем жанра называют византийского поэта и певца Романа Сладкопевца (конец V — начало VI вв.). Его кондаки представляли собой многострофные драматические поэмы. Строфы, исполняемые солистом, объединялись общим рефреном, который пел хор. К XI в. мелодика приобрела мелизматический характер (см. Мелизмы). Кондакарное пение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в том числе в Киевскую Русь.

КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ — стиль византийского виртуозного пения, распространенный в Киевской Руси в X—XIII вв. Запись велась так наз. кондакарной нотацией, состоящей из условных знаков — точек, палочек, запятых, над которыми помещен ряд графических символов. Знаки передавали напев лишь в общих чертах, высота тона и движение мелодии корректировались в процессе пения с помощью хейрономии, поэтому точная расшифровка русских кондакарных записей невозможна. Кондакарное пение было распространено среди высших слоев общества, простому народу оно было почти неизвестно. Произведения кондакарного стиля сохранились в древних певческих книгах — кондакарях.

КОНСОНАНС (от лат. consonantia — согласное звучание) — благозвучное сочетание тонов в их одновременном звучании (в противоположность диссонансу). К консонансам относят интервалы (чистые прима, октава, квинта, кварта, большие и малые терции и сексты) и трезвучия, составленные из этих интервалов. В хоровом исполнительстве правильное интонирование консонирующих интервалов, аккордов имеет большое значение для строя хора.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto) — самый низкий женский голос с диапазоном фа малой октавы — фа 2-й октавы. Тембр густой, плотный; наиболее характерное звучание, напоминающее тембр английского рожка, от соль малой октавы до соль 1-й октавы. Партии: Ваня («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Зибель («Фауст» Ш. Гуно).

КОНЦЕРТ (от лат. concerto — состязаюсь)

1) Публичное исполнение музыки по определенной программе.
2) Произведение для одного или нескольких исполнителей, в котором часть инструментов или голосов противостоит всему ансамблю (оркестру). Наиболее популярной разновидностью жанра является концерт для солирующего инструмента с оркестром. Особые разновидности — концерты для голоса (голосов) с оркестром и для хора а капелла. Самые ранние вокально-полифонические концерты возникли в Италии в конце XVI — начале XVII вв. В них применялись различные составы исполнителей — вокалистов и инструменталистов. Жанр концерта для хора а капелла развивался в России (с конца XVII в.) в многоголосных произведениях, относящихся к области партесного пения. Создателем первого в своем роде концерта для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром является Р. М. Глиэр.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister)

1) Пианист, помогающий исполнителям — певцам и инструменталистам — разучивать партии и аккомпанирующий им на концерте.
2) Первый скрипач оркестра.
3) Ведущий музыкант в каждой из струнных групп оркестра.

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen — вершина) — наиболее напряженный момент в музыкальном произведении или какой-либо его части. Как правило, кульминационный звук или оборот образуется в мелодии, чаще всего на сильной доле, и выделяется своей высотой и продолжительностью. Задачей исполнителя является выявить и раскрыть выразительный смысл кульминации.

КУПЛЕТ (фр. couplet) — раздел песни, состоящий из одного проведения всей мелодии и одной строфы поэтического текста. При исполнении следующих строф мелодия обычно повторяется в точности или с незначительными вариациями. В результате образуется куплетная форма, характерная для большинства песен разных народов, а также многих профессиональных сочинений песенного жанра. Нередко куплет начинается запевом и заканчивается припевом.

КУПЛЕТЫ — жанр комической или сатирической песни, встречающийся в эстрадной музыке, оперетте (куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса), реже в опере (куплеты Трике из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Обычно персонаж исполняет куплеты, обращаясь к другим действующим лицам на сцене.

КУПЮРА (фр. coupure, от couper — отрезать) — сокращение, изъятие в тексте музыкального или драматического произведения. Сокращаются, как правило, наименее ценные в художественном отношении и несущественные для развития художественного образа или сценического действия фрагменты. Купюры иногда указываются автором в тексте произведения, а также делаются исполнителями по своему усмотрению.

КЭЧ (от англ. catch — поймать) — род английских светских вокальных произведений, близкий итальянской качче. Кэч представлял собой рондо для трех и более голосов, в котором голоса вступали по очереди, как в каноне, причем из-за сложного разделения слов и фраз текста по отдельным голосам вовремя вступить, «поймать» свою партию оказывалось для певца нелегкой задачей. Нередко на стыке отдельных слов происходил сдвиг или деформация фразы, в результате чего текст приобретал новое, иногда комическое или двусмысленное значение. Кэчи сочиняли Дж. Хилтон, Г. Пёрселл.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова