Опера Рихарда Вагнера «Золото Рейна»

12.01.2011 в 13:21.
«Золото Рейна». Художник — Ferdinand Leeke

Опера в одном действии Рихарда Вагнера; либретто автора. Первая часть тетралогии «Кольцо нибелунга».
Первая постановка: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 1876 год.

Действующие лица: боги: Вотан (бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас); нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флосхильда (меццо-сопрано).

Сцена первая. В глубинах Рейна. Русалки Воглинда, Вельгунда и Флосхильда весело болтают. Неожиданно появляется нибелунг Альберих (уродливый гном — король карликов-нибелунгов, обитателей земных недр), домогаясь их любви. Русалки насмехаются над ним и убегают. Догнав их, карлик узнаёт тайну золота, хранящегося на дне Рейна: кто, отвергнув любовь, скуёт кольцо из этого золота, станет властелином мира. Жадный Альберих проклинает любовь и завладевает золотом («Bangt euch noch nicht?»; «Я вам смешон?») под отчаянные возгласы дочерей Рейна.

Сцена вторая. Рассвет освещает огромную зубчатую скалу. Одноглазый верховный бог Вотан, его жена Фрикка и её сестра Фрейя (богиня юности) любуются стенами замка, воздвигнутого для богов великанами Фазольтом и Фафнером по договору, согласно которому Вотан должен подарить им за это Фрейю и вечную молодость.

Фрикка в тревоге: она знает, что, если Фрейя уйдёт от них, богов посетит старость и смерть. Великаны требуют награду («Sanft schlob Schlaf dein Aug'«; «Сон твой сладок был»). Фрейя убегает за помощью к братьям: Фро (богу радости) и Доннеру (богу грома), а Вотан ждёт, что хитрый Логе, бог огня, поможет ему выйти из затруднения. Логе говорит, что только золото Рейна, дающее необъятную власть, может заменить Фрейю («Immer ist Undank Loges Lohn!»; «Вечно все неблагодарны мне»). Великаны согласны на замену: пока золота нет, они берут Фрейю в заложницы. Расставшись с ней, боги тут же стареют. Вотан и Логе спускаются в край нибелунгов.

Сцена третья. В глубоком подземном ущелье, в кузнице работают карлики, порабощённые Альберихом. Брат Альбериха Миме сковал для него волшебный шлем, делающий того, кто его надевает, невидимым и меняющий внешность. Миме сам открывает это Логе и Вотану, появляющимся на сцене. Альберих заставляет нибелунгов, которых кольцо сделало рабами, добывать и переплавлять огромное количество золота. Вотан и Логе узнают намерения Альбериха: завоевать весь мир, покорить людей и богов. Нибелунг расхваливает свой шлем и превращается в дракона. Логе делает вид, что очень испугался, и просит превратиться во что-нибудь поменьше. Когда карлик выполняет их просьбу, боги отнимают у него шлем и берут его в плен.

Сцена четвёртая. Чертоги богов. Альберих, связанный, приказывает посредством волшебного кольца, чтобы нибелунги принесли все сокровища как выкуп за его жизнь. Логе заставляет нибелунга отдать и волшебный шлем, а Вотан отнимает у него последний талисман — кольцо. Альберих в бессильной ярости изрыгает проклятие: пусть кольцо принесёт гибель его обладателю («Wie durch Fluch er mir geriet, verflucht sei dieser Ring!»; «Ты проклятьем был рождён, — будь проклят, перстень мой!»). Вотан не слушает его. Возвращаются великаны и Фрейя, а с ней юность богов. Великаны осыпают Фрейю золотом, которое должно полностью покрыть богиню: золота не хватает, в дело идёт шлем. Но из небольшой щели Фазольт всё ещё видит сияющий взор богини. Он требует кольцо. Вотан отказывает ему. Из земной глубины выходит Эрда, богиня земли и мудрости. Она сурово упрекает Вотана, требуя, чтобы он отдал проклятое кольцо («Wie alles war, weib ich»; «Всё, что прошло, я знаю»). Вотан повинуется. И великаны тут же вступают в схватку друг с другом за обладание кольцом: Фафнер убивает Фазольта и удаляется с кольцом. Теперь положение богов становится ненадёжным. Доннер собирает тучи, и начинается гроза. Затем ударами молний он рассеивает тучи и между скалой и великолепным сияющим замком, который Вотан впервые называет Валгаллой, протягивается мост радуги. Боги направляются по нему в своё царство. Дочери Рейна, невидимые, оплакивают потерю золота.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Опера Вагнера «Золото Рейна» / Das Rheingold

Германские эпические сказания интересовали Рихарда Вагнера всегда, и это неудивительно: композитор взял курс на создание национальной немецкой оперы, и эпос предоставлял для этого богатейший материал. Воплощением подлинного «немецкого духа» представлялся Зигфрид — величайший из героев германо-скандинавской мифологии. В 1848 году у Р. Вагнера возникает замысел оперы об этом герое под названием «Смерть Зигфрида». Набросав план будущего произведения, композитор надолго его откладывает — ведь это время было для Р. Вагнера нелегким, он был вынужден бежать в Швейцарию.

Р. Вагнер возвращается к опере о немецком герое в 1851 году, и теперь он намеревается написать еще одну оперу — «Юноша Зигфрид», а позднее — еще две оперы, раскрывающие предысторию проклятых сокровищ Нибелунгов и рождения героя. Таким образом, Р. Вагнер создает оперную тетралогию, в которой первоначально задуманная «Смерть Зигфрида» становится финальной частью под названием «Гибель богов», ей предшествует опера «Юноша Зигфрид», переименованная в «Зигфрид», а первая и вторая части получили заглавия «Золото Рейна» и «Валькирия».

Либретто для тетралогии, названной «Кольцом нибелунга», написал сам Рихард Вагнер. Для столь грандиозной тетралогии даже такой величественный литературный источник, как «Песнь о Нибелунгах», казался недостаточным, и автор обращается к исландским преданиям в переводе Людвига Эттмюллера, с которым композитор был знаком лично, к «Старшей Эдде» и части «Младшей Эдды», опубликованных в то время в переводе Карла Зимрока. Создавая текст оперы, Р. Вагнер использует аллитерацию, уподобляя тем самым свой стих эддическим песням.

Опираясь на разные эпические и мифологические источники, Р. Вагнер создает сюжет, отличающийся от любого от них. В первую часть тетралогии — «Золото Рейна» — включаются мотивы, которые изначально не были связаны с сюжетом о Нибелунгах: строительство небесных чертогов великаном, утрата вечной молодости богами. Некоторые изменения сглаживают подробности, которые выглядели естественно в древних сагах, но не подходили для оперной сцены XIX века: собирая выкуп для великанов, боги осыпают золотом прекрасную богиню Фрейю — в «Саге о Вёльсунгах» речь шла о шкуре выдры. Но главное изменение заключается в новом смысловом оттенке, который приобретает легенда о проклятых сокровищах — мысль о губительной власти золота, богатства над людскими душами. Древнему эпосу такая идея не свойственна, но человеку эпохи романтизма она была чрезвычайно близка.

«Золото Рейна» — одноактная опера, состоящая из четырех сцен (впрочем, в некоторых постановках ее все-таки делят на два акта). В соответствии с закономерностями эпической драматургии, каждая из этих сцен представляет собой красочную картину, контрастирующую с другими: события разворачиваются то в величаво струящихся водах Рейна, то в Вальгалле — небесных чертогах бога Вотана, то в мрачном подземном царстве Нибелунгов. Сопоставление различных по колориту «картин» в сочетании с системой лейтмотивов составляет основу драматургии этой эпической оперы с ее медленно развертывающимся действием.

В атмосферу первой сцены вводит краткое — менее 150 тактов — оркестровое вступление: «качающиеся» секвенции на тоническом аккорде живописуют медленно, величаво струящуюся реку. Светлый колорит, характерный для этой сцены, омрачается к ее финалу, когда карлик Альберих исчезает, похитив золото Рейна.

Множеством выразительных моментов насыщена вторая сцена: торжественная тема верховного бога Вотана, сменяющаяся лирическим высказыванием его супруги Фрики, тяжелая поступь великанов, «разгорающаяся», как пламя, музыкальная характеристика бога огня Логе.

Наиболее мрачным колоритом отличается третья сцена, действие которой происходит в подземном царстве Нибелунгов, где день и ночь кипит работа в кузницах — для этого звукоизобразительного эффекта композитор ввел в оркестр восемнадцать наковален, которые звучат в течение двадцати восьми тактов. Трагичной выглядит и четвертая картина, кульминацией которой становится беспощадное пророчество богини Эрды.

Вагнеровская система лейтмотивов получила в тетралогии «Кольцо нибелунга» наиболее полное выражение — лейтмотивов здесь около ста, ими наделяются не только герои, но и неодушевленные предметы (кольцо, меч), природные явления (радуга, пламя) и даже обобщенные понятия (проклятие, любовь). Большая часть лейтмотивов тетралогии впервые появляется именно в опере «Золото Рейна», которая задает тон всему дальнейшему действию — в последующих трех операх появляется меньше новых лейтмотивов.

Работа над оперой «Золото Рейна» была завершена в 1854 году, а первое исполнение оперы состоялось в Мюнхене в сентябре 1869 года. Автора эта постановка не удовлетворила — ведь Р. Вагнер считал, что тетралогию необходимо ставить целиком, но это произошло лишь в 1876 году.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова