Трио

12.01.2011 в 18:18.

Так называют ансамбль из трех музыкантов - инструментальный или, реже, вокальный. Так же называются и произведения, написанные для этого состава исполнителей. Впрочем, пьеса для трех певцов чаще называется терцетом.

Наиболее часто композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Может быть, вы слышали «Трио памяти великого артиста», посвященное его автором - Чайковским - памяти Николая Рубинштейна? Это трио положило начало традиции русской музыки - именно такое произведение посвящать памяти ушедших. Свое «Элегическое трио», написанное в год смерти Чайковского, Рахманинов посвятил его памяти. А Шостакович Второе трио посвятил памяти друга, выдающегося музыкального деятеля И. И. Соллертинского.

Встречаются трио, написанные для другого состава инструментов. Например, «Патетическое трио» Глинки предназначено для кларнета, фагота и фортепиано.

Есть у слова трио еще одно значение. Так именуется средний раздел менуэта или скерцо. И вот почему: когда-то давно в менуэте среднюю часть играли только три инструмента. Потом менуэт вошел в симфонию, сонату, квартет как одна из средних частей. Еще позднее вместо менуэта композиторы стали писать в симфониях скерцо. И в нем, по традиции, для среднего раздела сохранилось то же определение.

Л. В. Михеева


Ансамбль из трех исполнителей чрезвычайно распространен в музыкальной практике. Поэтому сложились определенные составы трио, например струнное: скрипка, альт и виолончель; так называемое фортепианное: фортепиано, скрипка и виолончель; возможны и другие варианты. Сложился и собственный музыкальный жанр для таких ансамблей, который так и называется "трио". Классическое трио своей композицией повторяет сонатный цикл.

Название "трио" еще можно встретить в средних частях многих бытовых жанров — маршей, вальсов, менуэтов и т.п. Эти сочинения, как правило, имеют трехчастную форму (тема, середина и реприза первой темы). По традиции середину исполнял не весь оркестр, а лишь трио солистов.

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова