Окончательный выбор
Глава №56 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТосканини исполнилось уже 62 года, когда закончилось большое турне с Нью-йоркским оркестром по городам США — Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон, Балтимор, Буффало и Питтсбург. Руководить сразу двумя огромными коллективами, разделёнными океаном, становилось всё более сложным делом. К тому же давление фашизма на родине ощущалось всё сильнее и сильнее. Маэстро пришлось сделать выбор.
Осенью 1929 года дирижёр окончательно переехал в Нью-Йорк. В заявлении, которое он сделал перед отъездом, решив оставить оперный театр, он сказал:
– Тридцать девять лет я ездил по всем театрам мира, и повсюду, не только в "Ла Скала", оставлял куски своего сердца.
Однако в Италии его отъезд объясняли иначе. В газетах писали, что причины кроются в другом — в неудовлетворённости театральной практикой, которая усугублялась нехваткой новых опер, а также надоедливыми притязаниями композиторов-неудачников.
В течение многих лет в Америке наиболее знаменитыми оркестрами считались Бостонский, руководимый Сергеем Кусевицким, и Филадельфийский во главе с Леопольдом Стоковским. За короткий срок Артуро Тосканини создал в Нью-Йорке филармонический оркестр, который усилиями великого дирижёра стал одним из лучших симфонических коллективов мира.
Правда, не всё шло гладко, как может показаться на первый взгляд. Когда в нью-йоркскую филармонию приехал главным дирижёром Артуро Тосканини, её дела шли плохо. Меценаты, занятые своим бизнесом, нисколько не думали о судьбе каких-то кларнетов, виолончелей и контрабасов. Наконец, наступил момент, когда филармония должна была закрыться.
Выход нашёл Артуро Тосканини. Он не отправился за деньгами к мясным и медным королям, а обратился к народу. После радиоконцерта он выступил перед микрофоном и попросил каждого радиослушателя прислать по доллару в обмен на фотографию Тосканини с его автографом. Так филармония получила нужные средства от людей, у которых не находилось денег даже на билет в театр, чтобы увидеть великого дирижёра.
И оркестр под руководством Тосканини вскоре стал поистине уникальным, непревзойдённым во всём мире. Он поражал слушателей красотой и богатством звука, гибкостью, стройностью, техническим мастерством исполнения. Оркестр, способный на невероятнейшую виртуозность, понимавший любое движение дирижёра, малейшее изменение на его лице.
Стефан Цвейг отмечал, что, слушая Тосканини, "мгновениями испытываешь чувство, будто оркестр исчез, а вся сила, всё мастерство исходят только от его воли и натуры".