Опера Вебера «Вольный (волшебный) стрелок»

12.01.2011 в 16:18.
Карл Мария фон Вебер / Carl Maria von Weber

Романтическая опера Карла Марии фон Вебера в трех действиях; либретто Ф. Кинда.
Первая постановка: Берлин, Национальный театр, 18 июня 1821 года.

Действующие лица:

Оттокар (баритон), Куно (бас), Агата (сопрано), Анхен (сопрано), Каспар (бас), Макс (тенор), отшельник (бас), Килиан (баритон), Самьель (без пения); крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.

Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 году).

Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» (оркестр п/у Т. Бичема)

Действие первое. Площадь перед трактиром на краю леса. Кругом множество народа. Макс, неудачно выступивший на соревновании по стрельбе, сидит в одиночестве в трактире; Килиан стреляет из ружья и попадает в цель под восторженные крики зрителей. Все поздравляют Килиана, который проходит мимо Макса, подсмеиваясь над ним («Schau der Herr mich an als Konig!»; «Королем стрелков я избран»). Макс в ярости выхватывает нож. Ссору прекращает старый лесничий Куно. Охотник Каспар советует Максу прибегнуть к помощи сверхъестественной силы — «черного охотника» Самьеля. Назавтра князь Оттокар назначил последнее состязание: победитель наследует Куно в должности лесничего и получит руку его дочери Агаты. Каспар рассказывает о волшебных пулях, о могуществе загадочного Самьеля (терцет с хором «О! diese Sonne!»; «Ах, день настанет»). Охотники расходятся.

Начинаются танцы, но Макс не принимает в них участия. Оставшись один, он оплакивает свою былую удачу («Durch die Walder, durch die Auen»; «Ах, бывало, возвращался»). Он вспоминает Агату: она так надеется на его победу, но небо не хочет ему помочь. Каспар предлагает опечаленному охотнику выпить и призывает Самьеля («Hier im ird' sehen Jammertal»; «Что б мы были без вина?»). С одного выстрела Макс из волшебного ружья Каспара попадает в орла и соглашается встретиться с черным охотником в полночь в Волчьей долине. Каспар доволен, что завлек в сети сатаны еще одну душу («Schweig, schweig, damit dich niemand warnt»; «Да, да! Погибнуть должен ты»).

Действие второе. Дом лесничего. Анхен вешает на место неожиданно упавший и слегка ранивший Агату портрет прадеда. Это событие увеличило тревогу девушки, ожидающей Макса (дуэт «Schelm, halt' fest!»; «Ну, держись, не обломися»). Анхен старается развлечь подругу («Kommt ein schlanker Bursch gegangen»; «Если юноша красивый»). Агата остается одна; не в силах уснуть, она молит, чтобы Макс пришел поскорее («Leise, leise tromme Weise»; «О мольбы мои, летите»). Наконец она с радостью встречает его. Макс узнает, что портрет ранил ее как раз в тот момент, когда он выстрелил из волшебного ружья по орлу. Юноша говорит, что спешит в Волчью долину, при этих словах девушки приходят в ужас (терцет «Wie? Was? Entsetzen»; «Как? Что? Ужасно»).

Ровно в полночь в Волчьей долине Каспар вызывает Самьеля, которому он продал душу. На следующий день истекает срок их договора, и Каспар предлагает дьяволу взамен новую жертву, душу Макса; он придет за волшебными пулями, так пусть шесть послужат ему, а седьмую Самьель может направить, например, в Агату («Du weist, das meine Frist»; «Самьель! Пришел мой час!»). Макс вступает в Волчью долину, перед ним возникает призрак матери, потом Агаты, которая как будто пытается броситься в бурный поток («На! Furchtbar gahnt»; «О боже мой! Какая пропасть!»). Наконец он спускается в долину, где под раскаты грома, пение ночных птиц и вой призраков Каспар отливает пули.

Действие третье. Утро следующего дня. Княжеская охота. Охотники поздравляют Макса с удачными выстрелами.

Агата в подвенечном наряде молится в своей комнате («Und ob die Wolke sie verhulle»; «Толпами ходят в небе тучи»). Девушка взволнована страшным сном: ей приснилось, что она превратилась в голубку и Макс убил ее. Анхен весело толкует этот сон («Einst traumte meiner selgen Base»; «Однажды бабушке приснилось»). Девушки народной песней поздравляют невесту («Wir winden dir den Jungberkranz»; «Приносим мы тебе цветы»). Но в принесенном ими ларце оказывается не свадебный, а погребальный венок. Тогда невесту украшают розой, подаренной святым отшельником.

На поляне сидит князь Оттокар с гостями, охотники запевают песню («Was gleicht wohl auf Erden Jagowergniigen?»; «Что лучше охоты?»). Князь предлагает Максу попасть в белую голубку, охотник стреляет, но попадает в Каспара, Агата тоже падает. Каспар умирает, проклиная весь мир, рядом с ним появляется и исчезает Самьель. Девушки бережно поднимают Агату: она жива. Макс признает свою вину и рассказывает обо всем Оттокару. Охотник заслуживает наказания, но отшельник заступается за него, и князь смягчает наказание: его свадьба с Агатой может состояться только через год. Все благодарят небеса.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Что может стать предметом национальной гордости? Многое — военные победы, достижения ученых… и, конечно, опера! Именно поэтому для немцев в первые десятилетия XIX века так важно было преодолеть господство итальянской оперы — им нужна была своя, немецкая опера, не просто написанная немецкими композиторами и основанная на немецких интонациях — сюжет ее должен был уходить корнями не в классическую античную трагедию (несомненно, прекрасную, но такую далекую!), а в чарующий мир преданий, родившихся в средневековой Европе… Такую оперу подарил соотечественникам Карл Мария фон Вебер. Мы расскажем о созданной им опере «Вольный стрелок».

Подходящий сюжет композитор нашел в «Книге привидений» Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. В богемской деревне проводится традиционное состязание стрелков. По обычаю, победитель женится на первой красавице селения — в качестве таковой выбрали Агату, дочь лесничего. Влюбленный в нее охотник Макс в отчаянии: он всегда был таким метким — а сегодня не может поразить ни одну цель! Если он не исправит положение завтра, Агата достанется другому. Охотник Каспар предлагает ему помощь: нужно отправиться ночью в Волчью долину и там отлить волшебные пули, бьющие без промаха. Макс колеблется — это место слывет нечистым, а о самом Каспаре ходят слухи, что колдун — но как только Каспар показывает ему волшебные пули в действии, Макс соглашается. Между тем, Каспар решил помочь ему отнюдь не из сострадания: истекает срок его договора со злым духом Самиэлем, являющимся в Волчьей долине в образе черного охотника, и Каспару предстоит отправиться в Ад, если он не приведет вместо себя кого-то другого… Шесть пуль поразят цели, но последняя — седьмая — будет направлена в Агату. Убив возлюбленную, Макс умрет от горя — и попадет в лапы дьявола.

В последний день состязаний Агату терзают недобрые предчувствия. Открыв коробку со свадебным венком, она обнаруживает там венок погребальный. Подруга поспешно прикалывает к ее волосам розу, подаренную святым отшельником… Во время состязания Макс демонстрирует чудеса меткости, тратя одну волшебную полю за другой. И вот князь указывает ему последнюю цель — белую голубку. Слишком поздно юноша замечает за кустом Агату… Новелла из «Книги привидений» заканчивалась трагически, но в опере финал изменен: подаренная отшельником роза отводит пулю, девушка невредима, а с дерева падает смертельно раненый Каспар. Князь требует от Макса объяснений, и несчастный признается во всем. Князь готов приговорить его к изгнанию, но за него заступается отшельник: Макс, несомненно, должен быть наказан, но не так сурово — достаточно отложить его свадьбу с Агатой на год, а подобные турниры вообще не следует проводить, нельзя ставит человеческое счастье в зависимость от удачи в стрельбе! Селяне ликуют, прославляя милосердие Бога.

Опера «Вольный стрелок» написана в жанре зингшпиля с присущим ему чередованием музыкальных номеров и разговорных диалогов. В музыкальных номерах звучат народно-жанровые интонации — и песенные, и танцевальные — придавая опере особую искренность, непосредственность чувств. В музыке «Вольного стрелка» мы услышим и имитацию охотничьего рога, и лендлер, и народно-песенные интонации. В крестьянском марше композитор цитирует подлинную богемскую мелодию, а исполняют ее музыканты, находящиеся на сцене (два скрипача, виолончелист, кларнетист, валторнист и трубач). На этом живописном фоне разворачивается драма, воплощающая вечный конфликт Добра и Зла.

Основной конфликт произведения очерчен уже в увертюре. В ее вступительном разделе сопоставляются романтическая тема леса и мрачный лейтмотив Самиэля. В дальнейшем развитии с темой Самиэля сталкиваются темы Макса и Агаты. В конце увертюры тема Агаты звучит торжественно, утверждая победу светлого начала.

Не только увертюра, но и опера в целом строится на контрастах. Первому и третьему актам с преобладанием народно-жанрового начала противопоставляется мрачно-фантастическое второе действие, события которого разворачиваются в Волчьей долине (мелодической и гармонической ясности народных сцен противопоставляются жуткие уменьшенные гармонии). Контрастность присуща и отдельным образам — особенно многоплановыми оказываются «портреты» Макса и Агаты, этой многоплановостью обусловлено сопоставление контрастных эпизодов в их развернутых ариях, выходящих за пределы форм, типичных для зингшпиля.

Сольные партии переплетаются с хором, который композитор делает живым участником действия: в первом акте с хором связывается и песня охотника Килиана, и терцет; из хора непосредственно «вытекает» марш — так возникает большая оперная сцена, в которой преодолевается замкнутость номеров. Примечательно, что самым известным номером оперы стал Хор охотников.

Премьера «Вольного стрелка», состоявшаяся в июне 1821 г., была воспринята современниками как завершение безраздельного доминирования итальянской оперы. Дорога для романтической оперы была проложена.

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова