Мои друзья и я. Артюр Онеггер (продолжение)
Глава №55 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюС. О. — Какими произведениями Онеггера Вы восхищаетесь больше всего?
Ф. П. — Чем я восхищаюсь в первую очередь? . Я люблю у него многое ... Но больше всего я восхищаюсь «Антигоной»!
С. О. — Очень любопытно, что Вы это говорите, потому что сам Онеггер в Лозанне во время записи «Святого Франциска Ассизского» Вильяма Агэ, музыку к которому он написал, сказал мне однажды дружески, в уголке студии: «Да, всегда говорят о «Жанне на костре», всегда говорят о «Царе Давиде». Ну, а я Вам вот что скажу: всем моим произведениям я предпочитаю «Антигону»! Видите, его мнение совпадает с Вашим.
Ф. П. — Действительно. Это прекрасное, редкое произведение, в котором он выразил лучшее, что было в нем самом. И вот что еще: если я упрекал в чем-нибудь произведения Онеггера, собственно, я не его упрекал, а его соавторов. Да. И, быть может, что мне мйныпе всего нравится в «Пляске мертвых», так это условность решения линии карманьолы, но это не его вина, а Клоделя.
С. О.— Однако Вы признаете, что встреча Клоделя с Онеггером дала великолепные результаты!
Ф. П. — Конечно, но я думаю, что ему не повезло с Клоделем. Это Дариусу Мийо достался самый лучший Клодель, потому что, мне кажется, поздний Клодель ... будем говорить откровенно, скажем прямо: «Жанна на костре» обязана успехом Онеггеру, а не Клоделю!
С. О. — А из области симфонии что Вы предпочитаете?
Ф. П. — О, из симфоний я, естественно, как и многие люди — и это совершенно правильно — люблю «Симфонию для струнных с трубой» и Пятую — «Симфонию Трех Ре», которая представляет собой поистине нечто редкостное. Очень люблю «Четвертую», которую он написал для Пауля Захера, для Базельского оркестра. Я считаю, что это восхитдтельная симфония, в ней проявились, так сказать, швейцарские черты Артюра. Восприятие им свежести, гор, чистого воздуха, эдельвейсов. Признаюсь, я очень люблю эту симфонию.
С. О. — Не находите ли Вы, дорогой Франсис, что теперь очень несправедливо пренебрегают камерной музыкой Оиеггера?
Ф. П. — Я поражен, что квартеты никогда не играют квартетов Онеггера. Одна из самых прекрасных вещей Артюра, одно из его произведений, более других насыщенное «музыкальной солью»,— это его Первый квартет. А Третий превосходен своей гармоничной уравновешенностью. Но — случаются подобные странности: на всех музыкантов как будто находит затмение, а потом вдруг какой-то квартет прозревает. И вот венгерский квартет сыграет «Третий» Онеггера, и немедленно его станут играть все квартеты мира.
С. О. — Триумф «Царя Давида» и «Жанны на костре» нанес ущерб остальным произведениям Онеггера.
Ф. П. — Артюр был очень раздосадован этими успехами. Он часто говорил: «Их только и можно услышать». Я не говорю, что «Царь Давид» не удался, я далек от этого. Но если поставить на весы «Антигону» и «Царя Давида» ... «Антигона» перетянет!