Мои друзья и я. Мануэль де Фалья (продолжение)
Глава №46 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюС. О. — Вы правы, Фалья действительно закончил свою жизнь в Аргентине, в маленьком городке Кордоба. Мне рассказывали, что он жил там как праведник — уже, так сказать, вне этого мира. Когда я сам был в Буэнос-Айресе, аргентинские музыканты уверяли меня, что Фалья жил в полном одиночестве, в некоем состоянии созерцания, можно даже утверждать, что он подчинял себя правилам отшельнической жизни — что подтверждает, как видите, Ваше мнение о нем. Но скажите, мне бы хотелось знать, когда и как Вы познакомились с Мануэлем де Фалья?
Ф. П. — Хорошо, поскольку постоянно мне нужно говорить Вам, где и когда я знакомился с моими друзьями. Так вот: я встретился с Фальей в 1918 году, когда он вернулся в Париж сразу после войны 1914 года. Я познакомился с ним у Рикардо Виньеса, которому он посвятил, как Вы знаете, «Ночи в садах Испании». Потом я часто встречался с ним в среде, окружавшей Русский балет. Это было время, когда Дягилев, Фалья и Пикассо готовили восхитительную «Треуголку»,
С. О. — А до войны 1914 года Фалья уже жил в Париже, не правда ли?
Ф. П. — Еще бы, долгие годы! Фалья приехал в Париж в 1907 году и покинул его, в сущности, по причине войны 1914 года. В Париже он учился, в Париже он познакомился с Дебюсси, Дюка, Шмиттом, которые стали его большими друзьями.
С. О. — И, конечно, с Морисом Равелем?
Ф. П. — Да, и с Равелем, .. . естественно. Но не забудем, что Фалья был близким другом Дебюсси, а отношения между Дебюсси и Равелем порой были достаточно прохладными!
С. О. — Да, это верно ...
Ф. П. — Такое положение сложилось в гораздо большей степени по милости дебюссистов и равелистов, чем из-за самих композиторов! Дебюсси первым разгадал дарование Фальи, и благодаря Дебюсси его первые произведения были изданы в Париже. Равным образом благодаря Полю Дюка Опера в Ницце, а затем Опера Комик в Париже поставили «Короткую жизнь».
С. О. — Полагаете ли Вы, что Дебюсси оказал влияние на Мануэля де Фалью?
Ф. П. — Без всякого сомнения. К тому же эти два художника были как будто созданы, чтобы понимать друг друга и восхищаться друг другом, и дружба их была безоблачной. Для Фальи смерть Дебюсси была ужасным горем. Как раз тогда он и посвятил памяти великого француза эту удивительную пьесу для гитары , в финале которой Фалья используя два такта из «Вечера в Гренаде», платит дань Дебюсси, который, как я Вам только что говорил, по собственному мнению Фальи, открыл ему путь к постижению музыкальной Испании.
С. О. — А Вы сами посвятили Ваше Трио для фортепиано, гобоя и фагота Мануэлю де Фалье, не правда ли?
Ф. П. — Действительно, это так. В 1925 году я посвятил это маленькое трио Мануэлю де Фалье, чтобы хоть как-нибудь доказать ему мою нежную привязанность и восхищение.