Я и мои друзья. Группа шести — Дягилев (окончание)
Глава №23 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюС. О. — А Жан Кокто, имя которого встречается во всех авангардистских манифестациях той эпохи, играл ли он какую-то роль в образовании группы Шести?
Ф. П.— Жан Кокто, которого привлекает все новое, никогда же был нашим теоретиком, как это утверждали некоторые; он был нашим другом и блестящим пропагандистом. По правде говоря, его маленький музыкальный памфлет «Петух и Арлекин» представляет собой скрытую защиту эстетических взглядов Сати против эстетических взглядов Стравинского. «Петуха и Арлекина» никак нельзя считать манифестом Группы шести, так как уже одно буйное и романтическое искусство Артюра Онеггера его полностью опровергало.
С. О. — Имя Кокто связано, по крайней мере в то время, с историей русского балета. Его чудесный вдохновитель Сергей Дягилев притягивал, как магнит, поэтов, художников и музыкантов. Вы можете гордиться, Франсис, что он признал Ваш талант и решил поставить Ваш первый балет. Давайте поговорим о Дягилеве.
Ф. П. — Дягилев, несравненный Дягилев, был магом и чародеем. Едва достигнув успеха, он сжигал все, чем восхищался (по крайней мере внешне это выглядело так), чтобы продолжать стремительное движение вперед. Так, начиная с 1917 года, страстно увлекшись всей современной живописью, он на редкость удачно стал соединять ху- дожника и композитора. Поэтому-то он и заказал балет мне с Мари Лорансен и параллельно — Браку с Ориком. Так родились «Les Biches».
С. О. — В каком году были поставлены «Les Biches»? Ф. П.— Первое представление состоялось в Монте-Карло 6 января 1924 года. С. О.— Кому принадлежало либретто этого балета?
Ф. П. — Собственно говоря, в «Les Biches» нет либретто. Идеей Дягилева было создать нечто вроде современных «Сильфид», то есть как бы «балет атмосферы». Тогда у меня появилась мысль развернуть нечто вроде современных галантных празднеств в обширном, совершенно белом зале, единственной мебелью в котором было огромное голубое канапе, сделанное по эскизу Лорансен. Двадцать восхитительных кокетливых женщин должны были шаловливо резвиться там с тремя красивыми рослыми кавалерами в костюмах гребцов. В этих галантных играх можно было и ничего не увидеть и вообразить самое рискованное. Именно здесь и проявилось полное аллюзий искусство Нижинской — хореографа. Она была, Вы, конечно, это знаете— сестрой великого Нижинского: На премьере в Париже Андре Мессаже, метр французской оперетты и несравненный интерпретатор «Пеллеаса», оказал мне честь и дирижировал моим произведением. Во время представления лампа на его пюпитре погасла, но несмотря ни на что он благополучно довел балет до конца. Это был мой дебют в оркестровке. В 1940 году я полностью переоркестровал «Les Biches». Что же касается исполнителей, то именно в «Les Biches» состоялся незабываемый дебют Немчиновой. Она ничем до того не выделялась, но Дягилев угадал, что она создана для этой роли. Дягилев всегда без колебаний выдвигал совершенно неизвестных исполнителей, если он считал их незамени- мыми. В этом он был истинным провидением для композиторов, художников и танцовщиков.