Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)
Глава №90 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТогда же, в начале двадцатых годов, Кокто был тесно связан с русской балетной труппой Дягилева, для которой написал несколько либретто — «Синий бог», «Парад», «Голубой экспресс»; в них он осуществлял поиски балетного спектакля нового типа, пытаясь внести кубистские принципы в декорации и костюмы, а также сближая хореографию с жанрами эстрадного представления (хорошо известна скандальная премьера «Парада» Сати в постановке Кокто, Пикассо и Мясина). В балетах «Парад», «Голубой экспресс» и «Бык на крыше» использованы приемы мюзик-холла, акробатики и джазовые ритмы.
Сблизившись с молодыми композиторами, известными в дальнейшем под именем группы «Шести», Кокто сотрудничает с ними в театре, пытаясь внести и в музыку свои новые идеи. Первой совместной работой была постановка сатирического балетного фарса «Новобрачные с Эйфелевой башни». В последующие годы художника привлекают античные сюжеты, которые также были использованы композиторами. Одна из первых таких работ — «Царь Эдип» по Софоклу с музыкой Стравинского.
...«Я видел его (Кокто.— И. М.) «Антигону», и мне очень понравилась его трактовка античного мифа, которому он придавал современную форму. Кокто — отличный режиссер. Он умеет переосмыслить ценности, видеть и чувствовать деталь, которая всегда играет у него огромную роль. Это относится как к его работе с актерами, так и к декорациям, костюмам и ко всему, вплоть до самых мелких аксессуаров. Еще в прошлом году я имел случай восхищаться этими качествами Кокто в постановке его пьесы «Адская машина» — вспоминает Игорь Стравинский (И. Стравинский. Хроника моей жизни. Л., 1963, стр. 187.).
Онеггер воспользовался текстом Кокто для сочинения оперы «Антигона». Орик написал на его либретто балет «Федра». Помимо неоклассических устремлений, в творчестве поэта присутствует еще одна немаловажная линия — Кокто интересуют вопросы человеческих взаимоотношений, жизненная психологическая драма: он наглядно показал разрушение современной буржуазной семьи, кризис ее морали. К произведениям такого жанра относятся пьесы «Трудные родители» (1938) (В русском переводе она включена под этим названием в сборник «Пьесы современной Франции». М., 1960. Точнее — «Ужасные родители».), «Священные чудовища» (1940); жизненные конфликты, одиночество покинутой женщины затронуты в пьесах «Голос человеческий» (1930) и «Равнодушный красавец» (1940) (Пьеса-монолог «Равнодушный красавец» шла во время гастролей Ленинградского государственного академического театра комедии в Москве в 1968 г. в один вечер с пьесами Ф. Саган «Заноза» и А. Руссена «Разрыв». Спектакль назывался «Парижские силуэты».).
После второй мировой войны Жан Кокто снова принимает деятельное участие в создании экспериментальных балетов, являясь одним из организаторов труппы «Балет Елисейских Полей». Из наиболее значительных работ этого периода следует упомянуть либретто балетов «Юноша и смерть» (на музыку Баха) и «Федра» Орика.