Глава V. Оккупированный Париж. Балет «Примерные животные». Кантата «Лик человеческий» (продолжение)
Глава №63 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОдноактный балет «Примерные животные» представляет собой сюиту сюжетных танцев, объединенных единым местом и временем действия. В нее включены групповые и сольные эпизоды, дуэты и трио. Прологом и эпилогом всего произведения служат две жанровые сценки из крестьянской жизни. Музыка этих номеров спокойная, светлая, безмятежная:
<нотный пример № 33>
В двух следующих номерах большую роль играет изобразительный момент: оживленные игры детей (близость детским образам Прокофьева), тяжелая походка Медведя, стремительный бег Муравья, имитация виртуозных скрипичных пассажей. Стрекоза, выпархивающая на сцену под звуки беззаботного изящного вальса на 6/8, с надеждой и мольбой обращается к Муравью, в музыке прорываются нотки отчаяния. Не обошлось здесь и без шутки, так любимой Пуленком,— поднявшийся на задние лапы Медведь танцует под музыку, подходящую скорее стройной балерине на пуантах:
<нотный пример № 34>
Две смежные сцены — «Влюбленный Лев» и «Пожилой господин», следующие одна за другой, затрагивают одну и ту же тему — «шалопай и проходимец». Лев и Пожилой господин оба попадают впросак из-за любовной истории. Первая сцена решена в возвышенно-лирическом плане, вторая — в юмористическом. Композитор не разделяет тем Эльмиры и Льва, он повторяет одну тему во многих тональностях: D—Fis—В—D—С—В—D (отрывок приводим в B-dur):
<нотный пример № 35>
Последующий дуэт героев (па-де-де), построенный на «яванском вальсе», снова вносит юмористический оттенок, звучит музыка в стиле мюзик-холльного кордебалета.
Кульминационная точка балета — адажио «Смерть и Лесоруб», трогательная страница, необычайно сдержанная, серьезная, без пафоса, заставляющая вспомнить музыку Пуленка тридцатых годов. Сумрачная и тоскливая тема Лесоруба (напоминает тему финала Пятой симфонии Дворжака), призывающего смерть (примеры 36а и б), противостоит мелодичной и широкой теме Смерти, скрывающейся под маской миловидной женщины (пример Збв):
<нотный пример № 36>
После длинной паузы, в течение которой пустая сцена заливается разгорающимся светом, развертывается предпоследняя сценка «Два петуха», в которой одна из тем (первой курочки) почти дословно цитирует шестой этюд ля минор Паганини — Листа:
<нотный пример № 37>
Сцена завершается блестящим дивертисментом курочки с раненым петушком; апофеозом, всеобщим ликующим танцем.
Франсис Пуленк начал писать это подлинно французское произведение «в самые темные дни лета 1940 года, когда хотел во что бы то ни стало отыскать надежду для судьбы своей родины» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 111.). Образы басен Лафонтена, сельские картины, символически представлявшие Францию, — все это было тщательно продумано. Жан Руа считает, что таким типично французским сочинением Франсис Пуленк сделал большой вклад в общественную жизнь оккупированного Парижа.