Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №15 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ Европе продолжалась война. Она требовала непрерывного пополнения армий. Призывные пункты объявляли набор за набором — на военную службу призывали теперь даже безусых парнишек, которым едва минуло семнадцать-восемнадцать лет. В начале 1916 года, как уже говорилось ранее, был мобилизован и Франсис Пуленк. Некоторое время он оставался в Париже, потом его откомандировали в противовоздушное соединение, расположенное в окрестностях Венсена. Это поразительной красоты деревенское местечко дало массу впечатлений молодому музыканту, тонко воспринимающему природу. По словам композитора, именно эти юношеские настроения отразились в написанном много позже «Сельском концерте» для клавесина с оркестром.
В октябре часть, в которой служил Пуленк, была переведена в Сен-Мартен. Там Франсису удалось разыскать старое разбитое пианино, которым он воспользовался для сочинения фортепианной сонаты в четыре руки и «Непрерывных движений». Последние, впервые исполненные Р. Виньесом в 1919 году на одном из концертов «Лиры и Палитры», быстро завоевали популярность и вошли в репертуар многих пианистов.
Сочиненные в том же году «Три пасторали» Пуленк посвятил своему учителю Рикардо Виньесу. Позже они были опубликованы под названием «Три фортепианные пьесы», из которых только первая печаталась без изменений. Вторую автор переработал в «Токкату» (с успехом исполнял пианист Владимир Горовиц), а третью заменил «Гимном», близким по настроению «Сельскому концерту».
По рекомендации Стравинского лондонское издательство «Chester» опубликовало в 1919 году сонату в четыре руки Пуленка, о которой тепло отзывается швейцарский дирижер Эрнест Ансерме: «Я не могу не высказать своего удовлетворения от этой музыки, которая произвела на меня впечатление наиболее искренней и живой из французской музыки последнего времени» (Цит. по книге: Н. Hell. Francis Poulenc, p. 13.).
Фортепианная соната в четыре руки тесно соприкасается с «Негритянской рапсодией». Небольшие по размеру части сонаты (Прелюдия, Пастораль, Финал.), каждая из которых представляет собой простую трехчастную форму, скорее можно назвать сюитой. Во всех трех частях Пуленк использует простые коротенькие мелодии, являющиеся вариантами диатонической темы первой части:
<нотный пример № 3>
Он широко пользуется ритмами остинато: так ритм <нотный пример>, на котором построены крайние разделы Прелюдии, проникает во вторую и третью части. Близость «Негритянской рапсодии» сказывается также в принципе построения тем, в применении остинатных фигур, в увлечении диссонансами типа параллельного движения септимами:
<нотный пример № 4>
По сравнению с «Рапсодией» Соната гораздо проще, примитивнее; создается такое впечатление, что она написана раньше «Рапсодии».