Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения (окончание)
Глава №7 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОкрыленный успехом, Франсис действительно подумывал приняться за серьезную работу. Он пытается договориться о занятиях с Полем Дюка, но тот, не располагая достаточным временем, отослал его к Полю Видалю, свидание с которым окончилось трагикомически. Видаль, просмотрев всего несколько тактов «Негритянской рапсодии», пришел в неописуемую ярость, обозвал Пуленка «вралем» и моментально выставил его за дверь.
На следующий день расстроенный Франсис получил письмо от Эрика Сати, — Орик успел предупредить «аркейского мэтра» о случившемся.
«Дорогой друг,
Я был бы рад вас видеть. Кажется, вы исчезли, но вас легко найти. Давайте же встретимся. Кто дал вам такой странный совет? Забавно. Никогда не смешивайте школ: может последовать взрыв, что, впрочем, вполне естественно. К тому же, чтобы давать вам полезные советы, мне нужно знать, что вы собираетесь делать и что вы можете делать. Ваш демарш у Видаля был выходкой ученика-любителя, но не артиста. Он нам и показал. Вы заставили этого старикана раскрыть рот от изумления. Веселее, дорогой.
Весь ваш, Эрик Сати» (F. Роulenc. Correspondance, р. 14).
Сати казался молодым композиторам новым голосом во Франции. Пуленк говорил, что хотя не все музыканты того времени испытывали влияние Сати — из «Шестерки» Онеггер не признавал его, — но Орик, Мийо, Соге и он сам не могли игнорировать его. Известна также — хотя, может быть, и косвенная — роль, которую сыграл Сати в судьбе Дебюсси, предложив ему обратиться к творчеству Метерлинка.
Влияние Сати на Пуленка было столь велико, что уже на склоне лет последний заметил как-то: «Даже сегодня я думаю: «А что сказал бы Сати о том или ином произведении?» (F. Poulenc. Moi et mes amis, p. 84.).