Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения (продолжение)
Глава №6 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюФранцузских композиторов сразу же после войны привлекла форма новой экзотической музыки — культивируемый американцами негритянский джаз. Первое выступление американского джаза под управлением Гарри Пильсера (17 ноября 1918 года, кабаре Казино де Пари) вызвало сенсацию в музыкальных кругах Парижа. Стравинский, а вслед за ним молодые французские музыканты, увлеченные ритмической и тембровой новизной джаза, стали использовать новые джазовые приемы в своих сочинениях, пытаясь создать музыку современного города.
Новая, освежающая струя джазовой музыки позволила композиторам воспользоваться остро синкопированными ритмами, оригинальными тембрами, смело отвергнуть школьные правила контрапункта и инструментовки. Не удивительно, что и Пуленк не смог уйти от соблазна применить разного рода музыкальные и текстовые «варваризмы». Он решил использовать три строфы из стихов псевдопоэмы «Гонолулу» для центральной части «Негритянской рапсодии». Текст этой поэмы является попросту бессмыслицей, набором слов, тарабарщиной:
Гонолулу, пота ла ма.
Гонолулу, Гонолулу.
Ката моко моей болу
Рата Кузира полама.
«Негритянская рапсодия» написана для баритона в сопровождении фортепиано, флейты, кларнета и струнного квартета. Впервые она была исполнена 11 декабря 1917 года на одном из вечеров, организованных певицей Жанной Батори в театре «Старая голубятня», где часто звучала музыка молодых композиторов.
В последний момент баритон отказался петь свою партию, построенную на монотонной остинатной фигуре и исполняемую «без нюансов», сказав, что все это чрезвычайно глупо и он не желает оставаться в дураках. «Неожиданно для себя я должен был, спрятавшись за огромным пюпитром, петь интермедию, так как, согласитесь, нелепо было видеть на сцене солдата — я тогда уже был мобилизован и носил форму, — горланящего псевдомальгашские стихи» (F. Роulenc. Moi et mes amis, p. 50).
«Негритянская рапсодия» состоит из пяти частей: четырех инструментальных и одной вокальной. Короткая нисходящая попевка, принимающая на себя роль лейтмотива, объединяет их между собой:
<нотный пример №1>
Она звучит более (или менее ярко во всех частях, а вокальная интерлюдия целиком построена на ней. Как реминисценция та же примитивная попевка баритона соло введена еще раз в финале.
Франсис Пуленк пользуется в «Рапсодии» много- численными красочными экзотическими средствами: короткие мелодии, построенные на пентатонике или звукоряде с опорой на уменьшенную квинту; аккорды, состоящие из квинт, кварт или секунд; созвучия, представляющие собой расположенный по вертикали звукоряд; политональные сочетания; глиссандо квартами и секундами; широко раздвигает регистры между играющими инструментами:
<нотный пример №2>
Как уже говорилось, четыре инструментальные части обрамляют центральную вокальную часть — интерлюдию «Гонолулу». Формы частей «Рапсодии» чрезвычайно несложны: вокальная написана в куплетной форме, а остальные — в простой трехчастной.
«Прелюдия», «Пастораль» и «Гонолулу» близки друг другу по настроению; в них автор передает состояние тишины, покоя и задумчивости. Сходны и приемы, используемые в них автором, — солирующие партии (кларнет в первой части, голос в третьей, фортепиано в четвертой), господство остинатных убаюкивающих интонаций. Несмотря на внесение в партитуру резких, казалось бы, сочетаний, музыкальная ткань поражает нежностью и прозрачностью звучания. Пуленк разукрашивает партитуру аккордами, к которым самым применимым было бы название «мягкий диссонанс».
Финал и Рондо резко контрастируют с другими частями стремительностью движения. В основе этих частей лежит непрерывное моторное движение; создается впечатление вихревого танца. В Рондо мелькают искры гротеска, задиристости и насмешки, пробиваются черты будущего Пуленка. Финал, построенный на громком тремоло с темой у духовых, напоминает звучание румынского оркестра. Как призрачное воспоминание о прошлом, в средней части финала возникает расплывчатая реминисценция «Гонолулу» — откуда-то издали доносится голос певца «Гонолулу, Гонолулу...», остальное «допевают» флейта с кларнетом.
«Негритянская рапсодия» имела шумный успех. «Назавтра весь музыкальный Париж знал, что появился новый восемнадцатилетний талантливый композитор»,— пишет Анри Элль (Н. Нell. Francis Poulenc, p. 12.). Известность пришла к Франсису Пуленку сразу же за премьерой «Рапсодии». Им заинтересовались. Дягилев, всегда привлекавший в театр свежие силы, занялся поисками для Пуленка сюжета (эта идея была осуществлена в 1924 году постановкой балета «Лани»), Стравинский рекомендовал лондонскому издательству «Chester» «Негритянскую рапсодию» и «Непрерывные движения»; «Как он талантлив, — говорил Равель, — лишь бы работал» (Цит. по книге: Э. Журдан-Моранж. Мои друзья музыканты, стр. 154.).