Опера Даниэля Обера «Немая из Портичи»

12.01.2011 в 12:29.

Опера — искусство пения, эта истина непреложна. И, разумеется, самые прекрасные мелодии и наиболее эффектные вокальные приемы сосредотачиваются в партии главной героини… Но, оказывается, так бывает не всегда! Мы расскажем об опере французского композитора Даниэля Обера «Немая из Портичи», в которой центральная героиня… вообще не поет.

История оперного искусства знает немало примеров, когда композиторы, создавая оперы, имели в виду вокальные возможности той или иной знаменитой примадонны… Но что делать, если подходящей певицы, которая могла бы эффектно исполнить главную роль, в театре нет вообще? В такой ситуации оказались однажды композитор Даниэль Обер и либреттист Эжен Скриб. Ну что ж, певицы нет — ничего не поделаешь, зато есть замечательная балерина — Эмилия Биготтини, обладающая великолепным пантомимическим даром. Пусть главную роль сыграет она! А молчание пусть будет оправдано немотой героини.

В основу сюжета положены реальные события, которые развернулись в 1647 г. в Неаполе: итальянцы, возмущенный непосильным налоговым бременем, взбунтовались против испанских властей. Повстанцы изгнали вице-короля Родриго Понсе де Леона, а их предводитель — рыбак Томазо Аньелло, известный как Мазаньелло — стал градоначальником. Смелый и честный человек, он был абсолютно неопытен в политических делах, поэтому правление его оказалось недолгим: он был обманут и убит, а город разграблен испанцами.

В опере в эти исторические события вплетается любовная история. У Мазаньелло есть сестра по имени Фенелла — немая красавица. Ее соблазнил и бросил сын вице-короля Альфонс, скрывавший от доверчивой девушки, кто он такой. Его отец распорядился арестовать несчастную, чтобы никакие неприятные ситуации не омрачили бракосочетание принца. Но Фенелле удается бежать, и девушка бросается к ногам благородной дамы, не зная, что это Эльвира — испанская принцесса, невеста ее возлюбленного. Она жестами объясняет, что не повинна ни в каких преступлениях, принцесса ей верит и заступается за девушку. Во время брачной церемонии Фенелла, узнавшая соблазнителя в женихе, тщетно хочет войти в церковь, но ее не пускают стражники. Выйдя из церкви, Эльвира замечает и горе уже знакомой ей девушки, и смущение Альфонса. Принцесса требует объяснений, и молодому супругу приходится признаться во всем.

Рыбаки готовятся выйти в море. Тем времем Мазаньелло беспокоится о сестре. Один из рыбаков рассказывает, что Фенеллу кто-то обольстил. Вскоре появляется и сама Фенелла. Мазаньелло едва успевает удержать ее от самоубийства и клянется отомстить. По его призыву рыбаки направляются в Неаполь, чтобы поднять восстание.

Альфонс просит прощения у молодой жены, и, в конце концов, супруги мирятся, но Эльвира считает, что он должен позаботиться о судьбе брошенной девушки, и Альфонсо посылает за Фенеллой. Офицер стражи ищет ее и находит на рыночной площади. Стражники хватают ее, но рыбаки с Мазаньелло во главе защищают девушку, им на помощь приходят другие неаполитанцы. Разоружив стражников, они направляются ко дворцу.

Размах народного гнева приводит в ужас самого Мазаньелло, но товарищи требуют продолжения решительных действий: бежал вице-король, его необходимо настичь, а народ ждет, чтобы предводитель ясно изложил собственные намерения. Скрывающиеся от восставшего народа принц и принцесса приходят в рыбацкую хижину и застают там Фенеллу. По просьбе девушки, которая не держит зла на Альфонса, Мазаньелло соглашается предоставить им убежище, из-за этого соратники считают его предателем и намереваются отравить — в то время как другие горожане провозглашают его правителем Неаполя.

Во время пира во дворце становится известно, что Альфонс, собравший войска приближается к городу. Все надежды только на Мазаньелло — но он, отравленный, лишился рассудка. Фенелла подводит его к окну, чтобы он увидел приближающееся войско. Сознание его проясняется, и он ведет народ в бой. Во время сражения Фенелла молится за Мазаньелло, но восставшие терпят поражение. Во дворец входят Альфонс и Эльвира со свитой. Принц рассказывает девушке, как ее брат спас Эльвиру, и за это его убили собственные соратники. Фенелла убегает из дворца и бросается с обрыва.

Вопрос о том, кто будет исполнять главную роль, оставался открытым чуть ли не до самой премьеры. Эмилия Биготтини, в расчете на которую создавалась опера, ушла из театра еще до ее завершения. На роль Фенеллы была назначена Лиз Нобле, но она заболела, и партия была передана Амели Легалуа. Все же Нобле успела поправиться до спектакля, и именно она выступила на премьере, состоявшейся 1828 г. Публику увлекла не только оригинальная находка автора — безмолвная главная героиня — но и другие черты произведения: романтическая история на фоне исторических событий, мощное оркестровое звучание, грандиозные хоры — все это, как и пятиактная структура, станет впоследствии неотъемлемыми признаками французской большой оперы, последним подступом к которой стала «Немая из Портичи».

Опера с революционным сюжетом оказала влияние не только на историю музыки: в 1830 г. в Брюсселе ее постановка спровоцировала беспорядки, ставшие началом Бельгийской революции, в результате которой Бельгия обрела независимость.

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова