Полонез

12.01.2011 в 11:02.

Этому великолепному, величественному танцу-шествию дали название французы. Polonais по-французски значит «польский». У каждого танца своя судьба. Но если для большинства старинных танцев характерен постепенный переход в чисто инструментальную музыку, а затем — забвение жанра, то исторический путь полонеза был динамичным. Его истоки — в крестьянском торжественном и степенном танце-шествии, которым сопровождался уход крестьян с полевых работ. Танец был чисто мужской, четырехдольный. Популярен он был и в шляхетской среде, однако там его характер был иным — воинственным.

По-видимому, к концу XVII века полонез приобрел тот ритм, который и стал его отличительной чертой. Это трехдольный ритм с раздробленной первой долей, благодаря чему в полонезе удивительным образом сочетаются грациозность танца с твердостью марша.

В XVIII веке полонез довольно широко вошел в инструментальную музыку. Однако его не перестали танцевать. Он продолжал жить как танец, а следовательно, и развиваться. Танцевальный и инструментальный полонезы воздействовали друг на друга и расширяли свои выразительные возможности. Сочинялись полонезы и салонно-элегические — вспомните знаменитый полонез М. К. Огиньского «Прощание с родиной». Всеобщей любовью пользовались оркестровые полонезы с хором. Таков полонез О. А. Козловского «Гром победы, раздавайся!»

Непревзойденной вершиной жанра стали фортепианные полонезы Ф. Шопена. Это целые поэмы, в них ощущается мощное воздействие оркестрового письма. Горделивые и рыцарственные, блестящие и трагичные, они были не просто глубоко личными произведениями композитора, но стали символами Польши — его прекрасной и страдающей под чужеземным игом родины.

М. Г. Рыцарева

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова