Шопен. Полонезы

Polonaises

08.08.2014 в 14:13.
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

То место, которое занимает в творчестве Фридерика Шопена полонез, можно назвать парадоксальным. Это танец польского происхождения, сопровождавший торжественное шествие знати в парадной придворной обстановке. Обращение композитора к этому жанру представляется закономерным в связи с интересом к «национальным корням», что было характерно для романтиков вообще и для Шопена в частности – но в XIX столетии полонез представлял собою уже сложившийся жанр, в котором мало осталось специфически польского (подобно тому, как никто не вспоминал об испанском происхождении сарабанды). Правда, параллельно аристократическому, придворному полонезу, сложившемуся уже в XVII веке, существовала и народный полонез, но именно с ним шопеновские полонезы имеют мало общего. И все же для Шопена полонез стал носителем национально-патриотических идей, он вдохнул в этот жанр новую жизнь.

Полонезы Шопена разнообразны. Среди них есть и традиционные образцы торжественного танца-шествия, другие же полонезы насыщены драматическими и даже трагическими образами, в них отразились политические события в Польше, глубоко волновавшие композитора. Однако все шопеновские полонезы имеют ряд общих черт, которые не сводятся к характерной ритмической организации, сочетающей трехдольность с маршевостью. Это монументальные пьесы, занимающие промежуточное положение между миниатюрами и произведениями крупной формы. Фортепианный стиль их отличается виртуозностью, фактура исключительно сложна, а диапазон охватывает большую часть клавиатуры. Форма, как правило, сложная трехчастная, построенная на ярких контрастах. Полонезы Шопена отличаются яркой, почти «картинной» образностью, и величественным характером. Если в мазурках образ родной Польши предстает в бытовом или лирическом преломлении, то в полонезах раскрывается эпическая сторона образа.

Фридериком Шопеном написано шестнадцать полонезов. Начиная свое композиторское творчество с них, Шопен создавал полонезы в разные годы, что позволяет говорить об эволюции жанра. Первые полонезы его были в большей степени подражательными. В произведениях 1829-1831 гг. ощущаются черты сложившегося стиля Шопена, но главная роль принадлежит концертной виртуозности, которая отойдет на второй план, уступив место картинности с элементами героики, в полонезах, созданных в середине 1830-х гг. Эти произведения уже не напоминали ни элегические полонезы Огиньского, ни блестяще-виртуозные пьесы Вебера. «Ритм жизненной выправки польского дворянства, унаследованный от рыцарства» усматривал в этих полонезах Борис Асафьев.

Черты композиторской индивидуальности в трактовке жанра явственно проступают в трех полонезах, созданных в 1829 г. В Полонезе ре минор торжественность и энергичность движения сочетается с элементами драматизма: тревожные синкопы, уменьшенные гармонии. Еще большей полновесностью, мощью отличается фактура си-бемоль мажорного полонеза. В фа-минорном полонезе собственно танцевальной части предшествует мрачное начало в манере псалмодии.

Переходным звеном между ранними полонезами и поздними можно назвать пьесы op. 26, созданные в 1836 г. Фактура до-диез-минорного полонеза относительно скромна, но в тематизме ощущается и воинственная «поступь», и лиричность, и скорбь. Особая трагичность отличает ми-бемоль-минорный полонез, построенный на фанфарных интонациях и героической маршевости.

Полонезы op. 40 написаны в 1838-1839 гг., а изданы в 1840. О ля-мажорном полонезе существует легенда, что композитор, сочиняя его, представлял грандиозную рыцарскую процессию. Трудно сказать, насколько достоверна эта история, но образное содержание полонеза ему не противоречит: открываясь ликующей фанфарной темой, полонез на всем своем протяжении сохраняет мажорный колорит (отклонения происходят, но только в мажорные тональности), ярко выражен чеканный ритм шествия. Полную противоположность ему являет собою Полонез до минор, который польский музыковед Здзислав Яхимецкий назвал «трагической поэмой поражения». В теме его музыковед усматривал сходство с мелодией полонеза «Привет королю Польской земли», созданного композитором Курпиньским для бала в честь Александра I в Варшаве – и вряд ли это сходство случайно. Но у Шопена мелодия предстает в мрачном, трагическом преломлении.

Трагический Полонез фа минор, созданный в 1841 г., композитор считал «родом фантазии в форме полонеза». Он насыщен драматизмом, а сложная трехчастная форма богата контрастами: мощной аккордовой, типично полонезной фактуре в крайних разделах противопоставлен ритм мазурки в средней части.

Один из самых грандиозных полонезов – ля-бемоль-мажорный – композитор написал в 1842 г. Фортепианная фактура производит впечатление оркестрового звучания.

Полонез-фантазия, созданный в 1846 г., типичен для позднего стиля Шопена. Монолитность формы уступает место фрагментарности, а образы словно затуманены. «Здесь царит элегическая печаль», – говорил Ференц Лист об этом полонезе, а Камиль Сен-Санс усматривал в этом полонезе «уныние и разочарование».

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова